Вы на портале

Договор по SEO: на что обратить внимание?

Задача: Организации необходимо поднять свой сайт выше по позициям в поисковых системах (Google, Yandex и др.), для чего она обращается за помощью к другой организации (индивидуальному предпринимателю), оказывающей такие услуги. На какие условия договора ей стоит обратить внимание?

Для кого важно: Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заказывающих услуги по поисковой оптимизации (SEO) своих сайтов или оказывающих такие услуги третьим лицам.

Обновлено
Манулик Надежда
Манулик Надежда

Директор IT-компании «Айконтекст»

8640 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На сегодняшний день практически у каждой организации (как государственной, так и частной формы собственности) есть сайт в сети Интернет. Реклама в Интернете является важнейшим инструментом привлечения клиентов и увеличения продаж. Есть различные инструменты для продвижения бизнеса в Интернете, в том числе контекстная реклама, реклама в социальных сетях и прочие каналы. Среди таких инструментов поисковая оптимизация занимает особое место и включает в себя целый комплекс действий, основной целью которых является развитие и увеличение доли видимости ресурса в поисковых системах, привлечение максимального количества целевых посетителей, превращение их в покупателей товаров и услуг.

Справочно.
Поисковая оптимизация (англ. Search engine optimization, SEO) — это комплекс действий по оптимизации сайта в целях увеличения его позиций в результатах выдачи поисковых систем по ключевым запросам пользователей.

Следует отметить, что поисковая оптимизация по своей сути является услугой. Следовательно, договор на оказание услуг по поисковой оптимизации является договором возмездного оказания услуг исходя из определения такого договора согласно п. 1 ст. 733 ГК.

Самое главное отличие договора возмездного оказания услуг от договора подряда состоит в том, что подрядчик гарантирует заказчику достижение определенного результата (в соответствии с п. 1 ст. 656 ГК), в то время как исполнитель услуг обязуется выполнить определенные действия, но не несет ответственность за достижение определенного результата. В договоры возмездного оказания услуг, в том числе услуг поисковой оптимизации (SEO), как правило, не включают условия с гарантиями достижения определенного результата, поскольку это противоречит правовой природе услуги. Деятельность исполнителя сама по себе имеет ценность, без достижения какого-либо положительного результата. Но даже если на практике такие условия включают в договор, эти условия не трансформируют возмездное оказание услуг в подряд. Просто гарантии достижения результата будут регулироваться не главой 39 ГК («Возмездное оказание услуг»), а нормами, регулирующими обязательственное право.

Предмет договора

Необходимо определить, какие действия исполнитель обязуется выполнять по договору в течение каждого отчетного периода. Зачастую в перечень услуг исполнителя входят исключительно консультации, аудит сайта и подготовка технических заданий/рекомендаций на доработку сайта, а сами технические мероприятия и реализация технических заданий осуществляются за дополнительную плату. Поэтому если невнимательно изучить предмет договора, то у заказчика может сложиться неверное представление об услуге, которую он заказывает. Как итог — отсутствие положительного эффекта и разочарование в услуге.

В то же время подробный перечень действий, которые входят в оказание услуг по договору, еще не гарантирует, что они будут выполняться исполнителем ежемесячно и выполняться в принципе. При согласовании договора важно получить ответы на следующие вопросы:

  • какие действия исполнитель обязуется выполнять ежемесячно в рамках общей стоимости услуг по договору?
  • для чего выполняются данные действия? как они повлияют на достижение цели — увеличение видимости сайта в поисковых системах и какой полезный эффект будут иметь действия исполнителя?

Пример формулировки условия договора:
«Услуги Исполнителя в течение срока действия Договора включают в себя следующие действия:
— редактировать тэги «title»;
— корректировать описание страниц Сайта (тэг «description»);
— ___________________».

Из данного условия договора, если трактовать его буквально, следует, что все перечисленные действия когда-либо будут выполнены, но их выполнение не гарантируется исполнителем и будет осуществляться в период действия договора, без каких-либо конкретных сроков. А перечень таких действий может быть обширным.

При этом в договоре не обязательно должны быть перечислены все действия, выполняемые по договору.

Контроль и оценка качества оказываемых услуг

В договоре должны быть указаны критерии оценки качества оказываемых услуг. Как правило, они тесно связаны с целями оказания услуг.

Цели оказания услуг могут быть следующие:

  1. поднятие позиции сайта в результатах выдачи поисковой системы (ТОП-1, ТОП-5, ТОП-10 поисковых систем). Критерий оценки качества услуг — положительная динамика позиций сайта;
  2. увеличение количества целевых посетителей сайта из органического поиска поисковых систем (трафик). Критерий оценки качества услуг — количество целевых посетителей сайта;
  3. достижение иных ключевые показателей эффективности (КПЭ), например, отправка формы онлайн-заявки на сайте и пр. Критерий оценки качества услуг — достижение/недостижение КПЭ.

Динамика перечисленных показателей свидетельствует о том, насколько качественно исполнитель выполняет свои обязательства. В то же время отсутствие положительной динамики еще не говорит об обратном. Но у заказчика должен быть инструмент для оценки качества. Это могут быть различные программные продукты, анализ систем статистики третьих лиц (Google Analytics, Яндекс. Метрика) и иные. И сторонам необходимо определить их на этапе заключения договора.

Порядок определения стоимости услуг

Оптимальным вариантом определения стоимости услуг в договоре на оказание услуг по поисковой оптимизации является тот, когда стоимость услуг состоит из фиксированной части в твердой денежной сумме, которую заказчик обязуется перечислять исполнителю ежемесячно (как правило, это минимальный ежемесячный бюджет, обеспечивающий исполнителю ресурс для выполнения необходимых действий по поисковой оптимизации сайта заказчика в каждом отчетном периоде), и стоимости услуг за достижение КПЭ (например, выведение позиций сайта в ТОП-1, ТОП-5, ТОП-10 поисковых систем, за количество посетителей сайта сверх базового трафика, количество отправленных онлайн-заявок на сайте и т.д.).

Поскольку в данном случае учитываются интересы и заказчика, и исполнителя, у исполнителя будет дополнительная материальная мотивация — достигнуть КПЭ, а у заказчика — измеримый результат в виде достижения КПЭ.

В то же время в случае невыполнения КПЭ заказчик не будет нести дополнительных финансовых потерь.

Если по договору установлена фиксированная ежемесячная стоимость услуг (фиксированный платеж в твердой денежной сумме без какой-либо детализации), необходимо определить, что входит в такую стоимость, то есть изучить предмет договора и обязательства исполнителя.

Порядок сдачи-приемки услуг и отчетность

В договоре должны быть в обязательном порядке определены:

  • сроки предоставления исполнителем актов об оказании услуг и отчетной документации;
  • формат отчета — какие сведения и данные должны быть отражены в отчете. Чем больше данных и сведений будет содержать отчет, тем лучше для заказчика, так как у него будет больше информации для анализа качества и объема оказанных услуг;
  • сроки приемки услуг заказчиком и предъявления претензий к качеству и объему оказанных услуг по соответствующей отчетности;
  • сроки устранения исполнителем замечаний заказчика в случае признания их обоснованными.

В договоре в обязательном порядке должен быть зафиксирован порядок сдачи-приемки услуг сторонами и порядок предоставления исполнения отчетной документации, так как в случае отсутствия данных условий в договоре процесс решения проблемных вопросов между сторонами будет сложным и длительным.

Способ коммуникации по договору

Поскольку поисковая оптимизация — процесс двусторонний и каждая из сторон влияет на достижение результата, в связи с чем постоянно происходит коммуникация между сторонами, необходимо фиксировать договоренности о способе такой коммуникации. Зачастую стороны используют в качестве каналов связи электронную почту, CRM-системы, различные мессенджеры.

В случае закрепления в договоре условия о том, что электронная переписка сторон (представителей сторон) и отсканированные копии документов имеют юридическую силу, необходимо:

  • назначить уполномоченных представителей сторон, которые в дальнейшем будут вести коммуникацию в процессе оказания услуг по договору, чтобы в последующем все действия сторон были согласованными и сторона не получила негативных последствий от действий своего представителя;
  • зафиксировать каналы связи, по которым будет осуществляться переписка, коммуникация сторон.

Обязательства заказчика по договору

Заказчик должен изучить, какие обязательства ему необходимо выполнять как владельцу ресурса (сайта) для достижения положительного результата и обеспечения качественной работы исполнителя. Например, какие доступы к сайту необходимо предоставить исполнителю, сроки их предоставления, изменение содержания сайта (контента сайта), сроки согласования заказчиком действий исполнителя (при необходимости) и прочие обязательства, сроки реализации технических заданий/рекомендаций исполнителя (при необходимости) и др.

Своими действиями заказчик может повлиять на качество услуг, оказываемых исполнителем по договору, как положительно, так и отрицательно.

Обратим внимание на то, что профессиональный подрядчик никогда не даст 100%-ной гарантии достижения результата (ТОП-5, ТОП-1 в поисковых системах или +100 уникальных посетителей сайта). На результат оказанных услуг влияют не только действия исполнителя, но и алгоритмы поисковых систем, которые постоянно обновляются. Поисковые системы оперируют множеством параметров, которые влияют на ранжирование сайта в поисковых системах. Следовательно, основная цель исполнителя — учитывать эти параметры и требования поисковых систем в процессе оказания услуги (оптимизации сайта заказчика). Процесс оказания услуги включает следующие основные направления:

  1. внутренняя оптимизация сайта (работа над технической оптимизацией сайта, страницами, структурой сайта, его контентом);
  2. внешняя оптимизация (увеличение ссылочного окружения, размещение ссылок на продвигаемый ресурс на внешних площадках);
  3. анализ поведенческих факторов посетителей сайта (действий посетителей сайта на конкретных страницах сайта) и работа над ними.

Учитывая, какое множество факторов влияет на результат оказания услуги SEO, даже доброкачественные действия исполнителя могут не привести к ожидаемому результату, поскольку очень много внешних факторов, не зависящих от действий исполнителя.

Выводы

1. Поисковая оптимизация по своей сути является услугой, которая направлена на достижение определенных целей, однако положительного результата она не гарантирует.

2. Гарантия достижения результата свидетельствует о недобросовестности или некомпетентности подрядчика.

3. Предмет договора должен содержать условия и перечень действий, выполняемых исполнителем по договору, а также цель оказания услуги.

4. В договоре должны быть указаны критерии оценки качества оказываемых услуг, а также инструменты для оценки качества услуг.

5. В договоре в обязательном порядке должен быть зафиксирован поря-док сдачи-приемки услуг сторонами и предоставления отчетной документации, а также порядок предъявления претензий по качеству и их устранения.

6. Для оперативного взаимодействия стороны могут использовать в качестве каналов связи электронную почту, CRM-системы, различные мессенджеры.

7. Своими действиями заказчик может повлиять на качество услуг, оказываемых исполнителем по договору, как положительно, так и отрицательно, поэтому в договоре закрепляются действия, которые должен и не должен совершать заказчик.

Чек-лист условий договора, на которые следует обратить особое внимание:

► Сайты, в отношении которых будет проводиться поисковая оптимизация (SEO).
► Действия исполнителя по договору.
► Цели проведения поисковой оптимизации (SEO).
► Действия со стороны заказчика для достижения положительного результата по поисковой оптимизации (SEO) и возможности качественной работы исполнителя.
► Действия, которые не должен совершать заказчик (как минимум без согласования с исполнителем) в отношении сайта в период оказания услуг.
► Критерии оценки качества оказываемых услуг.
► Инструменты для оценки качества услуг исполнителя.
► Сроки предоставления исполнителем актов об оказании услуг и отчетной документации.
► Формат отчетности и ее содержание.
► Сроки приемки услуг заказчиком и предъявления претензий к качеству и объему оказанных услуг по соответствующей отчетности.
► Сроки устранения исполнителем замечаний заказчика.
► Способ коммуникации по договору.

8640 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме