Кейс
ООО «Р», производитель обуви марки «Н» (резидент Российской Федерации), заключило договор с ООО «Ф» (резидент Республики Беларусь) на поставку своего товара (обуви марки «Н») и его реализацию на территории Республики Беларусь (дистрибьюторский договор). По условиям договора ООО «Ф» (дистрибьютор) не вправе заключать договоры поставки и реализовывать обувь марки «Н» от других поставщиков, а также реализовывать обувь других брендов. Стороны избрали применимым правом законодательство Республики Беларусь.
Вопросы
• Насколько условие о том, что ООО «Ф» не вправе заключать договоры поставки и реализовывать обувь марки «Н» от других поставщиков, равно как и обувь других брендов, соответствует законодательству Республики Беларусь?
• Правом какой страны (Республики Беларусь или Российской Федерации) пришлось бы руководствоваться сторонам, если бы оно не было определено договором?
Правомерность условия об эксклюзивности
С точки зрения антимонопольного регулирования дистрибьюторские, дилерские, иные договоры между хозяйствующими субъектами, «один из которых приобретает товар или намеревается его приобрести, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом», считаются вертикальными соглашениями (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», далее — Закон). Именно через подходы к вертикальным соглашениям и следует оценивать возможность установления подобных запретов.
Подпункт 2.2 п. 2 ст. 20 Закона запрещает вертикальные соглашения (за исключением допустимых по ст. 22 Закона), если «такими соглашениями установлено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца», за исключением соглашений об организации фирменной торговли (под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца производителя).