Вы на портале

Fashion Law: право в индустрии моды

На сегодняшний день модная индустрия представляет собой самостоятельный сектор экономики, объем мирового рынка которого составляет порядка двух триллионов долларов. Все чаще можно наблюдать появление новых стартапов и сделок слияния-поглощения в fashion-индустрии, что обусловливает возросший интерес инвесторов к индустрии моды и формирование в практиках юридических фирм нового направления — Fashion Law.

Лысак Павел
Лысак Павел

Юрист BusinessAdvisers Law&Tax Firm

9401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое Fashion Law? 

Fashion Law (англ. — «право моды») — совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений по созданию и использованию результатов творческого труда в индустрии моды как объектов интеллектуальной собственности и иных отношений, обусловленных созданием и использованием таких объектов. 

Новое направление в праве появилось относительно недавно и на сегодняшний день активно развивается в таких странах, как США, Италия, Франция.

Справочно.
Интерес к праву в индустрии моды возрастает и в России, и в Украине. Об этом свидетельствует появление тематических публикаций на русском языке, проведение профессиональных мероприятий и дискуссий, посвященных защите творчества в индустрии моды.

Чем регулируется?

Fashion Law представляется интегративным, собирательным понятием, базой которого выступают нормы права интеллектуальной собственности, коммерческого права, трудового права, защиты прав потребителей и т.д. При этом основу правового регулирования Fashion Law составляют такие институты, как авторское право и смежные права (интеллектуальные права на произведения искусства), право промышленной собственности (патентные права на промышленный образец, регистрация товарного знака).

Справочно.
Правовое регулирование индустрии моды требует знаний различных отраслей права.

Интеллектуальные права в индустрии моды возникают у дизайнеров, стилистов, фотографов, нанимателей, торговых организаций и холдингов, специальных организаций при осуществлении коллективного управления авторскими правами, наследников и иных правопреемников, которые, соответственно, становятся субъектами Fashion Law. 

Какие вопросы решает Fashion Law?

Один из основных вопросов Fashion Law — правовая охрана интеллектуальных прав на модный дизайн. На сегодняшний день существует определенная дискуссия относительно авторско-правового режима охраны модного дизайна.

Справочно.
Правовая охрана модного дизайна, как правило, рассматривается в рамках режимов авторского и патентного права.

Так, в США охрана дизайна фактически осуществляется только в рамках патентно-правового режима. Непризнание дизайна в качестве объекта авторского права исходит из доктрины полезного изделия (Useful Article Doctrine). Положения данной доктрины указывают, что утилитарные предметы не подлежат охране авторским правом. Для охраны нормами авторского права дизайн должен иметь способность быть отделимым от утилитарного предмета (то есть должна присутствовать возможность отделить эстетические черты предмета от его утилитарной функции), что на практике приводит к невозможности рассмотрения модного дизайна в качестве объекта авторского права. 

Также одним из традиционных вопросов в рамках коммерческого оборота торговых организаций в индустрии моды выступает охрана прав на товарный знак.

Справочно.
В различных источниках можно встретить синонимичное использование терминов «товарный знак» и «торговая марка» («Trade mark» — «TM»). Тем не менее законодательство Республики Беларусь содержит понятие и предоставляет правовую охрану только в отношении товарных знаков, подлежащих регистрации в установленном законом порядке.

В условиях рынка товарный знак несет определенную информацию о качестве товара, посредством оценки которой потребитель принимает решение относительно того или иного товара. Данная оценка качества товара возникает в связи с имеющимся потребительским опытом относительно продукции, реализуемой под определенным товарным знаком. Таким образом, в глазах потребителей товарные знаки приобретают определенную репутацию (goodwill), которая влияет на потребительский спрос и ценовую политику. 

Справочно.
Goodwill — термин, обозначающий «деловую репутацию». По сути, goodwill представляет собой некоторую разницу между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее чистых активов, которую разрешается признавать в финансовой отчетности.

Формирование репутации требует значительных временных, трудовых и финансовых затрат. В связи с этим многие производители видят для себя привлекательным в реализации своей продукции незаконное использование известных товарных знаков, что наносит значительный ущерб правообладателям. 

Еще одним важным вопросом в сфере индустрии моды является распоряжение исключительными правами на объекты модной индустрии посредством заключения разного рода договоров. В данном случае мы говорим о двух основных видах договоров: договоре об отчуждении исключительного права и лицензионном договоре. Также возможна передача комплекса исключительных прав (лицензионный комплекс) в рамках договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Отдельно стоит выделить трудовые договоры, имеющие значение при создании служебных произведений. 

Есть ли перспектива в Беларуси?

Интерес права к индустрии моды будет определяться развитием самой индустрии моды, степенью вовлеченности людского и финансового капитала в данном секторе экономики. Хорошим примером здесь может послужить принятие Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» в качестве особого интереса к правовому регулированию IТ-индустрии в Беларуси. 

Кроме того, с развитием и усложнением общественных отношений неизбежно будет возникать потребность в специализации не только в отраслевых знаниях (интеллектуальная собственность, корпоративное право), но и, равным образом, в определенных индустриях (индустрия моды, IТ, фармацевтика, игровая индустрия). 

Рекомендация.
При заключении договоров в индустрии моды следует максимально четко определять и детализировать предмет договора.

9401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.