Вы на портале

Франчайзинг: опыт соседей (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина)

Экономическая ситуация заставляет компании искать новые способы сбыта товаров, работ, услуг. В случае, когда ограничены ресурсы на открытие собст-венных объектов или расширение сети, на помощь приходит франчайзинг. Эффективность данной модели можно увидеть в цифрах. Так, в США франчайзинг представлен практически в 90 отраслях, на торговлю по франшизе в США приходится порядка 50 % розничных продаж, в Европе — от 5 % до 30 %. Передача модели готового бизнеса от франчайзера франчайзи — процедура сложная и затрагивает много юридических вопросов. Безусловно, есть и подводные камни в данной теме.

Обновлено
Грабовская Надежда
Грабовская Надежда

Юрист и DPO Viplay Media

2939 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Модель франчайзинга для Беларуси относительно нова, однако уже накопился определенный правовой опыт и в этой сфере. О тонкостях и нюансах франчайзинговых отношений готовы рассказать наши эксперты.

Франчайзинг как эффективный инструмент бизнеса все более активно используется в белорусской экономике. Количество договоров франчайзинга, заключаемых как по белорусским франшизам, так и по привлеченным, постоянно растет, о чем свидетельствует статистика Национального центра интеллектуальной собственности (короткая ссылка — http://bit.ly/2nwj5vj).

Гражданско-правовое регулирование франчайзинга существенно не поменялось за последние 10 лет. С одной стороны, это является плюсом, так как стороны могут формировать свои отношения и юридически оформлять их исходя из особенностей франшизы (торговая, производственная и др.) и своих пожеланий, а с другой — свидетельствует об отсутствии в данной сфере активной интеграции и унификации законодательства Республики Беларусь с соседним странами.

Проведем сравнительный анализ законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины.

Полезные ссылки:

- сайт Роспатента — http://www.rupto.ru ;
- сайт НИИС — http://kazpatent.kz ;
- административный регламент — http://bit.ly/2nw3ZpC  (короткая ссылка);
- информационная система Казахстана «Параграф» — http://online.zakon.kz 

Резюме:

При «экспорте» или «импорте» франшизы нужно учитывать следующее:

  • как будут квалифицированы правоотношения с точки зрения применимого права, права каждой стороны, будут ли к данным отношения применяться нормы о франчайзинге или это будет иное правовое регулирование;
  • какое право «удобно» для сторон в качестве применимого права: право одной из сторон договора или иное право. Рекомендуем прежде всего рассматривать в качестве «применимого права» право той страны, на территории которой будет действовать франчайзинг, поскольку ему так или иначе придется учитывать налоговые и административные аспекты этой страны;
  • преимущества и недостатки применимого к договору права: налоговые льготы, необходимость регистрации договора или передачи прав и т.п.

Кроме того, сторонам следует выбрать порядок и орган для рассмотрения возможных споров (государственный суд или арбитраж).

2939 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме