Вы на портале

Государственные закупки: онлайн-реальность?

Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З (далее — Закон № 136-З) в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Предложенная редакция Закона значительно повышает открытость процедур государственных закупок, предусматривает создание электронной торговой площадки при проведении процедур государственных закупок, более детально регулирует целый ряд вопросов, которые зачастую являются предметом спора при использовании действующей редакции нормативного акта. 

Изменения носят глобальный характер и могут быть предметом целого ряда аналитических статей. В настоящем материале отметим изменения, которые, по нашему мнению, являются ключевыми.

Обновлено
Шимонович Андрей
Шимонович Андрей

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

7346 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»

Дата вступления в силу: 01.07.2019


Какова сфера действия?

Изменения, внесенные Законом № 136-З, не распространяются на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу указанного Закона. Процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона № 136-З.

Электронная площадка государственных закупок — новые возможности?

Количество информации, размещаемой в открытом доступе, значительно возрастет, что сделает процедуру закупки более прозрачной: будут размещаться проекты соглашения [p1]об изменении или расторжении договора, более детально урегулировано размещение документов, связанных с процедурой государственной закупки, а также жалоб в открытом доступе (обеспечивает прозрачность правоприменительной практики) и т.д.

Справочно.
В настоящее время изменение договора о закупках не является открытой информацией и может быть предметом злоупотреблений.

Более того, законом вводится государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками (ГИАС).

Справочно. 
ГИАС — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках.

После размещения на электронной торговой площадке и в государственной информационно-аналитической системе протокола о выборе участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся оператор электронной торговой площадки обеспечивает в течение 3 месяцев открытый доступ к предложениям участников, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами. Информация не подлежит размещению по заявлению участника, содержащему основание для ограничения доступа к такой информации (форма заявления устанавливается регламентом оператора электронной торговой площадки).

Односторонний отказ тоже в электронной форме?

Заказчик вправе реализовать свое право на расторжение договора в порядке одностороннего отказа от его исполнения, если установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами и определяемым для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор.

В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора или расторжения договора по иным основаниям заказчик размещает на электронной торговой площадке соответствующее уведомление. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение такого уведомления в государственной информационно-аналитической системе.

Оператор электронной торговой площадки уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о размещении заказчиком уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора в порядке, установленном своим регламентом. В этом случае договор считается расторгнутым с момента размещения заказчиком на электронной торговой площадке уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.

Жалуемся онлайн?

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам подается посредством ее размещения на электронной торговой площадке. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение жалобы в государственной информационно-аналитической системе в реестре жалоб. Оператор электронной торговой площадки обеспечивает направление соответствующего уведомления уполномоченному государственному органу по государственным закупкам. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам подается в письменной форме.

Без годового планирования никуда?

В целях организации и планирования государственных закупок предусматривается необходимость формирования годового плана закупок

Годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году, за исключением случая, установленного частью третьей настоящего пункта , включая:

— наименование однородных товаров (работ, услуг);

— наименование и код подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;

— единицу измерения однородных товаров (работ, услуг);

— ориентировочные объемы (количество) годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении;

— ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах);

— сроки (периодичность) проведения процедуры государственной закупки;

— иные сведения, определяемые уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

В случае, когда срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок , в нем отражаются ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.

Проверки: только либеральность и гласность?

Вводится порядок проведения камеральных проверок и вынесения по их итогам предписаний, что должно предотвратить нарушение законодательства о государственных закупках на системной основе. При этом обеспечивается максимальная гласность при проведении проверок.

Принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения камеральной проверки в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится.

Справочно.
Жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам может быть подана участником закупок либо иным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Отзыв жалобы участником либо иным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, в соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 52 Закона № 136 не является основанием для прекращения камеральной проверки.

Результаты камеральной проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, отражаются уполномоченным государственным органом по государственным закупкам в акте камеральной проверки, который размещается на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки. Заказчиком (организатором) могут быть направлены возражения по акту камеральной проверки в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта камеральной проверки.

Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, оформляются справкой камеральной проверки, которая размещается на электронной торговой площадке не позднее 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки.

При выявлении в результате проведения камеральной проверки и (или) рассмотрения жалобы нарушения законодательства о государственных закупках уполномоченный государственный орган по государственным закупкам выносит обязательное для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки предписание.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений предписание размещается на электронной торговой площадке до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы размещают такое предписание в государственной информационно-аналитической системе. Оператор электронной торговой площадки направляет соответствующее уведомление заказчику (организатору). Результаты выполнения предписания также размещаются на электронной торговой площадке.

Справочно.
При проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника предписание направляется заказчику (организатору), товарной бирже в письменной форме до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки.

7346 Shape 1 copy 6Created with Avocode.