Нормативный акт:Указ Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322 «О дополнении и изменении указов Президента Республики Беларусь»
Дата вступления в силу: 19.08.2018
Указ № 26: послабления в работе с предпроектной документацией и аттестатами соответствия?
Изменения Указа № 26 направлены на упрощение выполнения некоторых этапов строительства, сокращение объема документации, разрабатываемой заказчиком и аттестованными в области строительства организациями, и уменьшение издержек подрядчика при обеспечении исполнения обязательств, а также для достижения единства с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее — Декрет № 7).
1. В общий порядок добавлены исключения относительно того, что заказчиками разрабатывается и утверждается предпроектная
документация. Теперь данное правило не применяется, если Президентом Республики Беларусь определен иной порядок.
Справочно.
С 26.02.2018 субъекты хозяйствования вправе разрабатывать предпроектную (предынвестиционную) документацию без наличия аттестата соответствия (абз. 36 подп. 4.4 п. 4, абз. 2 ч. 1 п. 12 Декрета № 7).
На практике указанный этап разработки занимает достаточно длительный период относительно сроков реализации всего проекта. Исключение такого требования сократит сроки реализации проекта, и выдерживать заявленный нормативный срок строительства станет проще.
2. Внесены изменения в части разработки предпроектной (предынвестиционной) документации, а именно: ранее проектная документация разрабатывалась только организациями (индивидуальным предпринимателем), имеющими аттестат соответствия. Данное требование больше не действует в отношении разработки предпроектной (предынвестиционной) документации.
Однако следует отметить, что все еще действуют положения об обязательной государственной экологической экспертизе инвестиционных
проектов.
Справочно.
Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении инвестиционных проектов:
— с привлечением внешних государственных займов под гарантии Правительства Республики Беларусь;
— с предоставлением гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;
— с предоставлением льгот или преференций инвестору (постановление Совета Министров от 26.05.2014 № 506).
Объектом такой экспертизы является предпроектная (предынвестиционная) документация, а перечень объектов закреплен в ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Таким образом, при разработке предпроектной документации для указанных объектов даже без аттестата соответствия необходимо строго придерживаться установленных требований, поскольку любое отклонение может повлечь отрицательное заключение результатов экспертизы.
3. Работы по капитальному ремонту теперь могут выполняться на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными
исполнительными и распорядительными органами.
Справочно.
Организация вправе приступить к капитальному ремонту только после уведомления органов государственного строительного надзора о проведении таких работ.
4. Предусмотрено исключение относительно требования о наличии аттестата соответствия для отдельных видов строительной деятельности, а также при выполнении работ по обследованию зданий и сооружений. Если Президент Республики Беларусь определил иной порядок, то правило не применяется.
Заказчику не
требуется аттестат соответствия для выполнения некоторых функций: принятие решения о строительстве объекта; утверждение проектной документации; обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств финансирования; принятие решения о консервации незавершенного объекта, о продлении срока строительства; утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.
Справочно.
Работы по капитальному ремонту и технической модернизации выполняются без аттестата.
5. Определено обеспечение исполнения обязательств подрядчиком. В качестве одной из форм обеспечения предусмотрено резервирование суммы в размере 1,5 % стоимости выполненных работ, при этом срок резервирования фактически сокращен с 5 до 2 лет. Также
четко указано, что исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта, что исключает двоякое толкование о начале срока резервирования.
Аналогично изменено положение о сроке использования зарезервированных средств: в период первых двух лет гарантийного срока эксплуатации объекта строительства вместо всего периода гарантийного срока эксплуатации объекта строительства.
Также изменился порядок использования зарезервированных средств, а именно: при отсутствии строительных работ ненадлежащего качества в первый год гарантийного срока эксплуатации объекта строительства подрядчик вправе по его истечении использовать
по собственному усмотрению 50 % от суммы зарезервированных средств, по окончании второго года гарантийного срока - остаток зарезервированных средств и начисленные проценты.
Справочно.
Ранее подрядчик мог воспользоваться зарезервированными средствами в ином порядке: первый год — 50 % зарезервированных средств, второй год — 30 %, по истечении гарантийного срока (то есть через 5 лет) — оставшаяся часть.
6. Теперь устранение результата строительных работ ненадлежащего качества, выявленного по истечении срока резервирования денежных средств, осуществляется за счет средств подрядчика, а в случае ликвидации (прекращения деятельности) подрядчика, наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность, - за счет средств заказчика (ч. 8 подп. 1.14 п. 1 Указа № 26).
7. Расширен
перечень документов, которым должен соответствовать объект строительства при приемке в эксплуатацию. Органы государственного пожарного надзора при приемке в эксплуатацию объектов строительства в состав приемочных комиссий не включаются, однако подтверждают в своих заключениях соответствие объектов не только проектной, но и разрешительной документации.
Справочно.
Уточнено, что проектная документация должна быть разработана и утверждена с учетом установленных законодательством требований, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.
Указ № 380: когда (не) применяем закупки в строительстве?
1. Уточнен перечень объектов, при строительстве которых проведение торгов является обязательным. В частности, при заключении договоров о строительстве любых объектов при стоимости строительства 6000 базовых величин и более. Дополнительные исключения составляют случаи, определенные Президентом Республики Беларусь.
2. Расширен список случаев, когда при закупке товаров (работ, услуг) требования Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» не применяются. В него включены:
— закупки без использования средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
— закупки
для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Ранее закупки не применялись при строительстве жилых домов, финансируемых за счет собственных или заемных средств граждан; объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов; газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до ввода в жилой дом, строительство которых полностью финансируется за счет граждан.