О чем новая версия документа?
Анализируемый проект изменений, как и любой другой нормативный документ на стадии подготовки, не может рассматриваться как окончательный, однако позволяет выявить определенные тренды в намерениях законодателя. Версия изменений в Декрет № 10 никаких новых существенных льгот и преференций инвесторам не предоставляет, равно как и не содержит революционных изменений, в том числе не создает нового преференционного инвестиционного режима. Однако она устраняет отдельные недочеты действующего нормативного акта и несколько смягчает условия деятельности для инвесторов.
Что изменится в содержании инвестиционного договора?
Проектом незначительно изменен перечень субъектов, на основании решений которых могут заключаться инвестиционные договоры. По сравнению с действующей редакцией к ним добавились государственные органы и организации, подчиненные (подотчетные) Президенту.
Перечень обязательных условий инвестиционного договора проектом изменен несущественно: предполагается, что договоры должны будут содержать точные сроки начала и окончания этапов инвестиционного проекта либо проекта в целом (во многих случаях на практике это условие соблюдается и сегодня), а также перечень обстоятельств непреодолимой силы, при которых не наступает ответственность сторон.
Вместе с тем проект предусматривает изменение условий об ответственности инвестора (инвесторов) или созданной им организации в части ограничения суммарного размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта: он не должен превышать 10 % от объема заявленных в инвестиционном договоре инвестиций и 0,01 % от объема таких инвестиций (за каждый день просрочки).
Как будет прекращаться инвестиционный договор?
С учетом изменившегося перечня субъектов, на основании решений которых могут заключаться инвестиционные договоры, соответствующим образом скорректирован перечень субъектов, которые уполномочены принимать решения о прекращении инвестиционных договоров. При этом по-прежнему неясным остается вопрос, в каком порядке происходит прекращение инвестиционных договоров, если оно не связано с волеизъявлением Республики Беларусь (например, отказ инвестора от реализации проекта, ликвидация инвестора-организации или смерть инвестора-гражданина, прекращение договора на основании решения суда или арбитража): требуется ли в таких случаях принятие решения уполномоченным государственным органом и с какого момента договор будет считаться прекращенным.
Справочно.
Проект декрета содержит норму, в соответствии с которой прекращение инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) и (или) организацией̆ своих обязательств по этому договору влечет изъятие земельного участка, предоставленного без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором.
Внесено значимое новшество, связанное с прекращением инвестиционных договоров: проект разрешает давний вопрос о том, каким образом рассчитывать суммы возмещения льгот и преференций по внесению платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Предполагается, что данный платеж будет определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка, действующей на дату принятия решения о прекращении инвестиционного договора, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком на эту дату, и будет взиматься за период с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду до даты прекращения инвестиционного договора включительно.
Вопрос с земельным налогом решится?
Проект декрета окончательно разрешает дилемму уплаты земельного налога в ситуации, когда договорные сроки реализации проекта отличаются от нормативных сроков строительства: освобождение от уплаты земельного налога и арендной платы за землю предусматривается в том числе и в случае превышения инвестором (инвесторами) или организацией, созданной инвестором, нормативного срока строительства объектов, возводимых в соответствии с инвестиционным договором. Причем это правило, вероятно, будет касаться и инвестиционных договоров, заключенных до вступления в силу изменений в Декрет № 10.
Справочно.
В соответствии со сложившейся практикой скорректирована льгота по предоставлению инвесторам права удаления объектов растительного мира: предусмотрено прямое указание об удалении таких объектов без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, а также без компенсационных посадок.