Увеличение уставного фонда путем зачета денежных требований
Для реструктуризации задолженности хозобщества Законом № 95-З предусмотрена возможность увеличения уставного фонда путем зачета денежных требований участников/акционеров и (или) кредиторов хозобществ.
Так, предусмотрено, что АО производит увеличение уставного фонда путем эмиссии акций дополнительного выпуска посредством зачета денежных требований к этому АО. Аналогично ООО производит увеличение уставного фонда за счет дополнительных вкладов его участников, при этом они могут не вносить дополнительные вклады, а вправе зачесть свои денежные требования к этому ООО.
Такое же право имеют кредиторы хозобщества, которые могут фактически обменять свою дебиторскую задолженность на долю/акции хозобщества.
Закон № 95-З позволяет конвертировать любые денежные требования участников/акционеров и (или) кредиторов в долю/акции. Например, это могут быть денежные требования, которые возникли из договора займа, поставки или оказания услуг.
Справочно.
Подобный механизм реструктуризации задолженности ранее был предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», но он касался реструктуризации задолженности только неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
Необходимо учитывать, что для хозобществ, в уставных фондах которых доли/акции принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, такой зачет денежных требований к хозобществу допускается по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
После вступления в силу Закона № 95-З описываемый механизм увеличения уставного фонда позволит конвертировать долг хозобщества в долю/акции в его уставном фонде, что, в свою очередь, даст возможность улучшить финансовые показатели хозобщества.
Возможность безвозмездно вносить вклады в имущество хозобщества
Законом № 95-З предусмотрен новый источник финансирования акционерами/участниками хозобщества — вклад в имущество хозобщества (далее — вклад), который не приводит к увеличению уставного фонда и размера долей/номинальной стоимости акций, принадлежащих его участникам/акционерам.
Целью вклада является оказание финансово-экономической поддержки деятельности хозобщества. Внесение такого вклада позволит обеспечить прирост активов хозобщества без увеличения его пассивов (как это обычно происходит при увеличении уставного фонда). Как следствие, это может помочь избежать ликвидации или банкротства хозобщества.
В качестве вклада могут выступать вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.
Справочно.
Внесение вклада участниками/акционерами является их правом, а не обязанностью. Вклад может вносится как одним участником/акционером, так и всеми.
С учетом изменений, внесенных Законом № 95-З, и того факта, что внесены изменения и в ГК, данный вид вклада будет рассматриваться как дарение. Если в отношении физических лиц нет и не было ограничений по дарению имущества юридическому лицу, то ранее ГК предусматривал, что дарение между любыми коммерческими организациями не допускается. Закон № 95-З внес изменения в ГК и предусмотрел, что исключением будут как раз упомянутые вклады, которые участники/акционеры передают хозобществу.
Вклад в имущество хозобщества вносится на основании договора, заключаемого между участником/акционером и хозобществом. Законом № 95-З не предусмотрены требования к существенным условиям, которые должны содержаться в таком договоре. Полагаем, что такой договор должен содержать предмет договора, стоимость вклада, сроки передачи вклада.
Несмотря на то, что возникла новая возможность финансирования хозобщества, остался нерешенным вопрос о безвозмездной иностранной помощи. По нашему мнению, внесение вклада нерезидентом должно рассматриваться как безвозмездная иностранная помощь, которая регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». Это означает, что для внесения вклада необходимо получать согласие Межведомственной комиссии по вопросам иностранной безвозмездной помощи, а также регистрировать его в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
Рекомендация.
Рекомендуем в уставе хозобщества закрепить более детальное описание процедуры внесения вклада.
Также в случае внесения вклада юридическим лицом видим риск признания его безвозмездной (спонсорской) помощью в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
В связи с тем, что Законом № 95-З не внесены какие-либо изменения в НК, каких-либо льгот, касающихся передачи упомянутого выше вклада, не установлено. Таким образом, полученный хозобществом вклад будет являться объектом налогообложения налогом на прибыль и относиться на внереализационные доходы.
Выдача «опционов»
Для мотивации работников Законом № 95-3 предусмотрена возможность безвозмездной передачи либо продажи членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работникам (далее — ключевые работники) акций/долей этого хозобщества. Такой механизм можно рассматривать как своеобразный «опцион» с возможностью ключевым работникам стать совладельцами бизнеса.
Так, в АО такой механизм реализуется путем эмиссии акций дополнительного выпуска в целях последующей их безвозмездной передачи либо продажи ключевым работникам при исполнении ими условий, предусмотренных локальными правовыми актами, утвержденными общим собранием акционеров, и (или) гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами. Возможность такой передачи акций должна быть предусмотрена уставом АО.
В ООО реализация механизма осуществляется по решению общего собрания участников о безвозмездной передаче или продаже ключевым работникам доли (части доли), приобретенной обществом в порядке, установленном ст. 99 Закона о хозобществах. При этом такое решение должно быть принято единогласно всеми участниками ООО, а сама возможность передачи доли (части доли) в таком порядке должна быть предусмотрена уставом ООО.
Справочно.
Безвозмездная передача акций/долей ключевым работникам будет подлежать налогообложению. Налоговая база подоходного налога будет определяться в отношении акций — в размере их номинальной стоимости; долей — в размере части стоимости чистых активов организации, пропорциональной размеру доли физического лица.
По нашему мнению, безвозмездная передача акций/долей будет являться дарением, и соответственно к ней должны применяться нормы о дарении. Если в отношении безвозмездной передачи долей узкоспециальное регулирование отсутствует, то в отношении безвозмездной передачи акций есть нюансы. Так, ч. 4 подп. 1.15 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг (далее — Указ № 277)» предусмотрено, что дарение акций юридических лиц Республики Беларусь может осуществляться только Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам) либо лицам, являющимся по отношению к дарителю родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, супругом (супругой), родителями супруга (супруги), родными братьями и сестрами, внуками, бабкой, дедом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Это означает, что данная норма о безвозмездной передаче акций не будет работать, пока не будут внесены изменения в Указ № 277.
Устранение ограничения по заключению акционерного соглашения
Возможность заключения акционерного соглашения появилась еще в 2016 г., однако в том виде, в котором данный институт был представлен, нельзя было в полной мере использовать его возможности. В частности, был один существенный минус: запрет на заключение акционерного соглашения между всеми участниками/акционерами хозбщества.
В то же время Декрет № 8 разрешал всем участникам/акционерам хозобщества резидента ПВТ заключать акционерное соглашение. Данное ограничение было полностью устранено Законом № 95-З. Но, к сожалению, на этом изменения в части акционерных соглашений закончились. Не получили своего отражения нормы из Декрета № 8 о применении иностранного права вне зависимости от наличия иностранного элемента в сделке; об отказе участников от преимущественного права и отказе хозобщества от права приобретения долей в его уставном фонде, а также об осуществлении указанных прав иным образом, чем это определено в законодательстве; о подсудности по соглашению сторон споров, вытекающих из акционерных соглашений, иностранным судам или арбитражам вне зависимости от наличия иностранного элемента в сделке.
Единственный участник хозобщества
Теперь хозобщество может иметь в качестве единственного участника другое хозобщество, состоящее из одного участника. Снятие ограничения позволяет структурировать группу компаний, не вводя в состав хозобщества дополнительного участника. Это важно прежде всего для иностранных инвесторов. Обычно они структурируют свою группу компаний таким образом, чтобы единственным участником/акционером белорусского хозобщества была одна иностранная компания. При такой структуре существовал риск нарушить белорусское законодательство, так как в иностранной компании мог быть один участник.
Какую бы логику ни закладывал законодатель в установление такого ограничения, на практике оно не работало. Учредители внутри группы компаний все равно находили возможность обойти данное ограничение (например, привлекая в качестве совершенно формального второго учредителя другую компанию из группы или учреждая дополнительную компанию-пустышку).
Дистанционное проведение общих собраний
В связи с распространением вируса COVID-19 и введением многими государствами ограничений на перемещение граждан в 2020 г. встал вопрос о проведении запланированных годовых общих собраний участников/акционеров хозобществ, которые должны были проводиться в очной форме. Закон № 95-З предусмотрел возможность проведения общих собраний участников (далее — собрания) с использованием системы дистанционного обслуживания.
Системы дистанционного обслуживания могут использоваться для проведения собрания в очной, заочной и смешанной формах. При этом в уставе хозобщества должна быть предусмотрена возможность совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в этом собрании, дистанционно с использованием систем дистанционного обслуживания.
Рекомендация.
Для исключения конфликтных ситуаций в уставе хозобщества либо локальном правовом акте хозобщества рекомендуем подробно расписать порядок проведения собрания с использованием систем дистанционного обслуживания, а также порядок, позволяющий достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен акционером/участником или лицом, имеющим право на участие в собрании.
Закон № 95-З также предусмотрел возможность проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) дистанционно с использованием систем дистанционного обслуживания, если такая возможность будет предусмотрена уставом.
Устав должен не только предоставлять возможность использования систем дистанционного обслуживания, но и определять порядок подтверждения участия лиц, имеющих право на участие в собрании, с использованием систем дистанционного обслуживания.
Резюме.
Произошли следующие изменения в деятельности хозобществ:
— разрешено увеличение уставного фонда хозобщества путем зачета денежных требований его участников/акционеров и (или) кредиторов;
— акционеры/участники вправе безвозмездно вносить в имущество хозобщества вклады;
— появился механизм по типу «опциона» для мотивации сотрудников компании;
— акционерные соглашения/договоры об осуществлении прав участников могут быть заключены между всеми акционерами/участниками;
— хозобщество может иметь в качестве единственного участника другое хозобщество, состоящее из одного участника;
— предоставлена возможность созыва и проведения собраний с использованием электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий и др.