Вы на портале

Как не ошибиться при проведении процедуры государственной закупки?

Основные вопросы статьи: — будет ли являться нарушением проведение процедуры закупки в объеме квартальной потребности? — как избежать нарушения в части указания на конкретный товарный знак в предмете закупки при отсутствии другого способа описания требований к предмету? — можно ли внести изменения в предложение участника? Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые заказчиками (организаторами) (далее — заказчик) при проведении процедур государственных закупок.
Обновлено
Ковалевич Мария
Ковалевич Мария

Юрист

2824 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Годовой план

Нарушение: 

заказчиком не утвержден, не размещен годовой план государственных закупок.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте. При этом в соответствии с п. 9 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках <…>, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — Положение, постановление № 778), годовые планы государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним размещаются на официальном сайте в виде файлов с таблицами.

Вид процедуры закупки

Нарушение:

 заказчиком неверно выбран вид процедуры закупки.

Отправной точкой при определении вида процедуры закупки является годовой план государственных закупок, в котором заказчиком указываются ориентировочная стоимость закупки и код товара (работы, услуги) согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

Постановление № 778 содержит перечни товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов. Если код предмета закупки входит в перечень товаров, закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, годовая ориентировочная потребность в данном товаре составляет более 1 000 базовых величин, то заказчиком должен проводиться электронный аукцион.

Пример 1.

Заказчик приобретает погрузчик универсальный путем проведения открытого конкурса. Ориентировочная стоимость закупки составляет 580 млн руб., или 3 222 базовые величины. Код товара определен заказчиком как 29.22.15.150 — электропогрузчики самоходные прочие. Данный товар входит в перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, соответственно, заказчик неправомерно применил процедуру открытого конкурса.
Заказчик имеет право проводить процедуру государственной закупки не только на годовой объем потребности, но и на его части. При этом каждая часть не может составлять менее квартальной потребности в товаре, предусмотренной годовым планом. Однако вид процедуры закупки, определенный в соответствии с годовой потребностью, остается неизменным независимо от ориентировочной стоимости квартальной потребности закупки.

Пример 2.

Заказчиком будет допущено нарушение законодательства, если в одном квартале произведена закупка товаров в объеме менее квартальной потребности (например, годовая потребность составляет 1 200 единиц товара, а в первом квартале закуплено 200 единиц товара).

Документы процедуры закупки

Нарушение:

заказчиком не размещены на официальном сайте (электронной торговой площадке) документы процедуры закупки.

Заказчик обязан при проведении процедур государственных закупок составлять и размещать документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе ценовых предложений. При этом указанные документы размещаются заказчиком одновременно с приглашением в открытом доступе на официальном сайте (электронной торговой площадке).

В состав пакета документов, представляемых участнику для подготовки предложения, в обязательном порядке должен входить проект договора, относящийся к предмету закупки (например, недопустимо размещение проекта договора на поставку муки при приобретении легкового автомобиля).

Субъектный состав участников

Нарушение: 

заказчиком допущено ограничение субъектного состава участников, не предусмотренное законодательством.

Допустимые ограничения предусмотрены в п. 3 ст. 14, подп. 2.1 п. 2 ст. 5, ст. 16 и 31 Закона № 419-З, пп. 11 и 12 приложения к Закону № 419-З, подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

Ошибкой является указание в документах процедуры закупки формулировок, ограничивающих круг участников. Например: «к участию в закупках допускаются только производители, крупные поставщики и т.д.», «к участию в закупках допускаются только юридические лица», «к участию в закупках допускаются только белорусские участники».

Товарные знаки, фирменные наименования

Нарушение:

указание на наименование конкретного производителя, торговой марки.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона № 419-З технические характеристики предмета государственной закупки не должны содержать ссылки на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, эскизы, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические характеристики должны содержать слова «или аналог». Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами). Пример неверного указания предмета закупки: «баян Scandalli Conservatorio BJC 442». В данном случае правильно указывать: «баян Scandalli Conservatorio BJC 442 или аналог».

В целях создания конкурентных условий параметры закупаемых товаров необходимо указывать, где это возможно, в виде диапазона допустимых значений (от_ до _; не менее _ ).

Срок для подготовки и подачи предложений

Нарушение: 

установление неверного срока для подготовки и подачи предложений участниками.

Статья 22 Закона № 419-З содержит по различным процедурам государственных закупок минимальные сроки, которые заказчик имеет право установить, для подготовки и подачи предложений участниками со дня размещения приглашения на официальном сайте (открытый конкурс — не менее 30 календарных дней; электронный аукцион — не менее 20 календарных дней; процедура запроса ценовых предложений — не менее 10 рабочих дней).

Законодательство о государственных закупках предусматривает сокращение сроков подачи предложений по отдельным процедурам государственных закупок. Так, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин, то срок для подачи предложений участниками со дня их размещения на официальном сайте по открытому конкурсу может составлять не менее 15 календарных дней, по электронному аукциону — не менее 10 рабочих дней.

Отдельный лот предмета закупки

Нарушение:

не выделен отдельный лот предмета закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если код предмета закупки входит в перечень товаров, процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (постановление № 778), предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10 % объема (количества) этого предмета государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства.

Если товар не входит в вышеупомянутый перечень, то участие субъектов малого и среднего предпринимательства происходит на равных условиях с иными участниками. Указание формулировки «субъекты малого и среднего предпринимательства участия не принимают» недопустимо.

Цена предложения

Нарушение: 

в процедуре открытого конкурса критерий «цена предложения» установлен на уровне менее 40 %.

Возможная ошибка при установлении критериев: «Наименьшая цена — 30 %».

Запрос документов

Нарушение:

комиссия заказчика при рассмотрении предложений участников сделала запрос о предоставлении отсутствующих в предложениях документов.

Во всех конкурентных процедурах закупок дополнительное представление участником недостающих документов (справка из банка, список договоров и др.), проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений не допускаются. Не допускается также изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика).

Объем закупки

Нарушение: 

комиссией заказчика при рассмотрении предложений участников не отклонено предложение участника, предложившего товар не на весь объем закупки.

Комиссия заказчика обязана отклонить предложение любого участника, предложившего к поставке товар в объеме, не соответствующем закупаемому заказчиком. Например, если при закупке 1 225 стульев участником к поставке предложено 1 223 стула.

Ответ на запрос участника

Нарушение:

заказчик не ответил в установленный срок на запрос потенциального участника.

Любой участник, иное юридическое или физическое лицо вправе обратиться к заказчику с запросом о разъяснении документов к процедуре закупки (по электронному аукциону и открытому конкурсу — не позднее 5 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений, по запросу ценовых предложений — не позднее 3 рабочих дней).

Запрос от участника может поступить в письменной форме посредством почтовой или факсимильной связи, доставки курьером либо в форме электронного документа. Заказчик в том числе должен в обязательном порядке разместить ответ на запрос (при необходимости — текст запроса) в электронном виде без указания лица, направившего запрос, на электронной торговой площадке не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока для подготовки и подачи предложений и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса.

Повторная процедура

Нарушение:

 заказчиком проведена повторная процедура электронного аукциона после отмены ранее проведенной конкурентной процедуры закупки.

Законодательство о государственных закупках предусматривает право признания заказчиком процедур государственных закупок несостоявшимися либо их отмены. Отмена и признание процедуры закупки несостоявшейся влекут различные правовые последствия. Так, после отмены электронного аукциона заказчик проводит новую процедуру закупки с соблюдением полного срока для подготовки и подачи предложений участниками (например, для открытого конкурса — 30 календарных дней).

После признания процедуры закупки несостоявшейся заказчик имеет право провести повторную процедуру закупки без внесения изменений в документы в части предмета закупки, требований к участникам, квалификационных требований. При этом при проведении повторной процедуры закупки срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен наполовину от первоначального срока (например, если при проведении первичной процедуры закупки срок для подготовки и подачи предложений составлял 30 календарных дней, то при повторной он составит не менее 15 календарных дней).

Справка о процедуре государственной закупки

Нарушение:

 заказчиком по результатам проведения процедуры закупки не составлена справка о процедуре государственной закупки.

Справка о процедуре государственной закупки составляется заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Преференциальная поправка

Нарушение: 

заказчиком при оценке предложений участников неверно применена преференциальная поправка.

Письмом от 09.02.2015 № 14-07/217К «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение» Минторг разъяснил порядок применения этой поправки к цене предложения участника и документы, которыми данное право подтверждается.

При заявлении участником о своем праве на применение преференциальной поправки в размере 15 % участник обязан представить:

  1. в отношении товаров происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, — сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный торгово-промышленными палатами, а также сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП), унитарным предприятием БелТПП, их представительствами и филиалами;
  2. в отношении работ, услуг — сертификат работ и услуг собственного производства, выдаваемый БелТПП, унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (если данный вид деятельности относится к лицензируемым в Республике Беларусь).

Преференциальная поправка в размере 25 % применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников. В данном случае подтверждающим документом, кроме вышеуказанных, является справка, подписанная руководителем такой организации.

Документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки к цене предлагаемого участником товара, в обязательном порядке должны входить в состав предложения участника. В процедуре электронного аукциона оценка данных документов производится комиссией заказчика при рассмотрении вторых разделов предложений участников.

В случае заявления всеми участниками открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений права на поправку одинакового размера, например 15 %, при оценке и сравнении предложений она заказчиком не учитывается, то есть цены предложений всех участников не снижаются на 15 % в целях сравнения.

К сведению.

Документы процедуры закупки могут б ы ть оформлены согласно примерным формам, утвержденным постановлением Минис-терства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14, либо разработаны заказчиком самостоятельно, но при этом должны содержать сведения, указанные в ст. 33, 43, 49 Закона № 419-З.

В процедуре запроса ценовых предложений установление критериев оценки предложений участников, в том числе с балльным делением, законодательством о государственных закупках не предусмотрено.

Примерные формы справок утверждены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 (приложения 25, 26). Справка также может быть разработана заказчиком самостоятельно с учетом требований ст. 29 Закона № 419-З.

Не являются документами, подтверждающими право на применение к цене товара преференциальной поправки, сертификаты соответствия и декларации о соответствии, паспорта качества, другие документы, выдаваемые непосредственно производителем.

2824 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме