Вы на портале

Как установить факт недобросовестной конкуренции

Что рекомендуется анализировать при установлении факта наличия (отсутствия) недобросовестной конкуренции? Рассмотрим конкретную ситуацию.

Бурая Екатерина
Бурая Екатерина

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Корпоративное право и налоги»

802 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Ситуация: ООО «И» через принадлежащий ему магазин розничной торговли строительными материалами реализовывало товар — строительные леса (далее — товар). Оптовым поставщиком товара выступало ООО «П», которое закупало его у производителя компании «О» за рубежом по дилерскому договору. Наряду с товаром производителя «О», поставляемым ООО «П», ООО «И» реализовывало в розничном магазине аналогичные товары (строительные леса) других производителей (ООО «Y» и ООО «Х»), закупаемые у других оптовых поставщиков.
Потребители часто обращались к ООО «И» с жалобами на качество товара компании «О». В связи с этим ООО «И» было вынуждено оформлять возврат товара, неся при этом убытки.
На своем сайте ООО «И» разместило рейтинг строительных лесов, продаваемых в его магазине. В рейтинге строительные леса, поставляемые ООО «П» (производитель — компания «О»), заняли последнее место. Кроме того, на сайте были перечислены недостатки этих лесов, которые заявлялись потребителями при возврате товара, и факт отсутствия поставок запасных частей к лесам. В конце рейтинга был сделан вывод о том, что при покупке предпочтение лучше отдать строительным лесам других производителей.
После размещения рейтинга ООО «П» расторгло договор с ООО «И» и потребовало убрать с сайта рейтинг и перечисление недостатков строительных лесов компании «О», пригрозив, что в противном случае оно обратится в МАРТ с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в виде недобросовестной конкуренции и привлечении ООО «И» к административной ответственности.

Вопросы:
1. Имеет ли место недобросовестная конкуренция между ООО «И» и ООО «П» в данной ситуации?
2. Как следовало поступить ООО «П», чтобы защитить свои права и права компании «О»?
3. Как следовало поступить ООО «И», чтобы при размещении рейтинга на сайте своими действиями не нарушать антимонопольное законодательство?

Что такое недобросовестная конкуренция?

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон о противодействии монополистической деятельности) понимаются направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству или требованиям добросовестности и разумности, могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации.

Наиболее детально формы и признаки недобросовестной конкуренции описаны в Методических рекомендациях по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, утвержденных приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18.12.2020 № 235 (далее — Методические рекомендации). Согласно п. 6 Методических рекомендаций факт наличия (отсутствия) недобросовестной конкуренции устанавливается наличием (отсутствием) совокупности следующих признаков:

ПризнакКраткое описание признака
Наличие конкурентных отношений на товарном рынкеДоказательством наличия конкурентных отношений могут быть поставки взаимозаменяемых товаров в один и тот же временной период в тех же товарных и географических границах.
Доказательством отсутствия конкурентных отношений может быть отсутствие реализации (приобретения) товара на рассматриваемом товарном рынке в оцениваемом периоде
Направленность действий на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельностиПри оценке всестороннему рассмотрению и анализу подлежат:
– сущность действий, намерения, цели, поставленные хозяйствующим субъектом при совершении действий (конкурентная стратегия);
– возможность или факт наступления неблагоприятных последствий для конкурентов и (или) состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;
– благоприятные последствия совершаемых действий (потенциальная выгода, минимизация расходов и затрат и др.) для хозяйствующего субъекта
Противоречие актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумностиО противоречии требованиям добросовестности и разумности могут свидетельствовать действия хозяйствующего субъекта, направленные не на привлечение новых потребителей, а на стимулирование перехода потребителей от конкурента
Причинение (возможность причинения) убытков конкурентам либо нанесение (возможность нанесения) вреда их деловой репутацииПри доказывании факта причинения убытков могут учитываться фактические (которые наступили) и потенциальные (которые могут наступить) убытки. При этом возможность причинения убытков конкурентам не требует их обязательного количественного измерения.
Устанавливается причинно-следственная связь между актом недобросовестной конкуренции и возможностью увеличения прибыли хозяйствующего субъекта, в действиях которого (которых) имеются признаки недобросовестной конкуренции.
Вред, нанесенный деловой репутации, может носить как имущественный, так и неимущественный характер, быть как фактическим, так и потенциальным.
Наносящими вред деловой репутации являются сведения, не соответствующие действительности, носящие предосудительный характер (в том числе сведения о нарушении действующего законодательства, о недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, о нарушении этики делового оборота)


Имеет ли место недобросовестная конкуренция в данной ситуации?

Рассмотрение заявлений, жалоб о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части осуществления недобросовестной конкуренции, установление фактов наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по противодействию недобросовестной конкуренции относятся к компетенции антимонопольного органа (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) и его территориальные органы).

В рассматриваемой ситуации оценке со стороны антимонопольного органа подлежит каждый из признаков недобросовестной конкуренции, а именно: 

1) наличие конкурентных отношений между ООО «И» и ООО «П».

ООО «И» и ООО «П» являются конкурентами, так как они осуществляют продажу товаров на одном товарном рынке в пределах Республики Беларусь;

2) направленность действий ООО «И» на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности.

В рассматриваемой ситуации такими действиями могло бы быть (при наличии доказательств) получение преимущества ООО «И» перед ООО «П» за счет увеличения продажи товаров (строительных лесов) других производителей, а товар компании «О» может быть реализован с существенной скидкой; 

3) противоречие действий ООО «И» актам антимонопольного законодательства, требованиям добросовестности и разумности.

Этот признак, при наличии доказательств, может быть выражен в виде стимулирования перехода потребителей от ООО «П» к 

ООО «И» за счет высокого качества товаров других производителей, которыми торгует ООО «И» и которые находятся на первых строчках рейтинга, опубликованного ООО «И»;

4) способность ООО «И» причинить убытки или нанести вред деловой репутации ООО «П».

Публикация рейтинга может повлечь за собой повышенный спрос на товары производителя, находящегося на первой строчке рейтинга, и уменьшение спроса на товары производителя — компании «О». А учитывая, что ООО «П» является дилером компании «О», на него также могут распространяться негативные последствия в виде причинения убытков. 

Особое значение для результатов оценки действий ООО «И» будут иметь:

  • наличие доказательств направленности действий ООО «И» на приобретение преимуществ (выгод) в результате размещения на своем сайте рейтинга строительных лесов;
  • наличие доказательств недостоверности сведений о качестве и потребительских свойствах товаров компании «О», содержащихся в рейтинге на сайте ООО «И».

Важно.
Не являются наносящими вред деловой репутации сведения, которые содержат соответствующие действительности утверждения об имеющихся у хозяйствующего субъекта недостатках в предпринимательской деятельности либо носящие характер оценочного суждения или мнения, проверить которые на предмет их соответствия действительности не представляется возможным.

Из анализа указанной ситуации следует, что: 

1) ООО «И» и ООО «П» являются конкурентами;

2) в отсутствие доказательств:

  • направленности действий ООО «И» на приобретение преимуществ перед ООО «П»;
  • недостоверности сведений о качестве и потребительских свойствах товаров в рейтинге на сайте ООО «И» вероятность установления МАРТ недобросовестной конкуренции в действиях ООО «И» рассматривается как низкая.

Как следовало поступить ООО «П», чтобы защитить свои права?

1. Обратиться в территориальный антимонопольный орган с заявлением о нарушении, описать признаки нарушения антимонопольного законодательства и приложить имеющиеся доказательства.

2. В заявлении о нарушении возможно просить о вынесении антимонопольным органом предписания в отношении лица, в действиях которого имеются признаки недобросовестной конкуренции, и/или о привлечении его к административной ответственности.

3. Ожидать результата рассмотрения антимонопольным органом заявления о нарушении; по общему правилу оно рассматривается в течение 3 месяцев со дня поступления.

4. В случае установления факта недобросовестной конкуренции лицо, чьи права были нарушены, вправе требовать от виновного лица возмещения причиненных убытков, в том числе в судебном порядке.

Как следовало поступить ООО «И», чтобы не нарушить антимонопольное законодательство?

1. Избегать составления и размещения рейтингов исключительно для целей борьбы с конкурентами.

2. Не составлять и не публиковать рейтинги на возмездной основе.

3. При составлении и размещении рейтингов использовать соответствующие действительности утверждения (по возможности документально подтвержденные), избегать некорректных сравнений.

Резюме:
При отсутствии доказательств направленности действий ООО «И» на приобретение преимуществ перед ООО «П» и отсутствии доказательств недостоверности размещенных на сайте сведений о качестве и потребительских свойствах товаров признаки недобросовестной конкуренции в действиях ООО «И» отсутствуют.

802 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме