Вы на портале

Компетенции органов управления хозяйственного общества

В управлении хозяйственным обществом одним из основных вопросов является баланс полномочий и распределение компетенций между всеми органами управления юридического лица. В данной части Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон) был внесен ряд важных изменений в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон об обществах).
Обновлено
Вильтовский Дмитрий
Вильтовский Дмитрий

Партнер, заместитель директора ООО «Арцингер и партнеры»

4853 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи

Изменения, внесенные Законом, позволяют определить в уставе хозяйственного общества, что решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относится к компетенции исполнительного органа, то есть дирекции (правления) и (или) директора (генерального директора) (ст. 35 Закона об обществах). На последний же возлагается обязанность ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества (при наличии) или общим собранием участников хозяйственного общества. Безусловно, перераспределение компетенции между высшим органом управления общества и его исполнительным органом позволит оперативно реагировать на просьбы по оказанию помощи. Вместе с тем это может способствовать злоупотреблению должностных лиц общества по распоряжению его материальными ценностями. В этой связи представляется важным устанавливать лимиты средств, выделяемых для этих целей.

Подготовка к годовому собранию общества

К новациям Закона следует отнести введение дополнительной обязанности для исполнительного органа по подготовке информации о деятельности общества за отчетный период к годовому общему собранию участников. По мнению законодателя, такая информация должна содержать обзор наиболее важных событий в деятельности хозяйственного общества, произошедших в отчетном периоде, информацию о крупных сделках, иных сделках, требующих согласования, и т.д. (ст. 39 Закона об обществах).

Необходимо отметить, что участники хозяйственного общества при утверждении его устава (локального нормативного правового акта) вправе предусмотреть включение в состав упомянутой информации любых других сведений. Одновременно закрепляется, что не менее чем за

20 дней до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества данная информация должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания. Эта информация должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании, также во время его проведения.

Оспаривание сделок

Нововведением также является возможность обжалования членами коллегиального исполнительного органа крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, совершенных с нарушением требований Закона об обществах (часть десятая ст. 58). Представляется, что введение данного положения более актуально для хозяйственных обществ, в которых имеется государственная доля (акции). В остальных случаях вызывает сомнение, что наемные лица общества будут пользоваться предоставленным им правом и открыто выступать против участников и руководства хозяйственного общества.

Детализация компетенции совета директоров (наблюдательного совета)

Норма о компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества уточняется посредством формулировки перечня из более чем 10 отдельных направлений такой деятельности (например, определение стратегии развития хозяйственного общества, утверждение годового финансово-хозяйственного плана, созыв общего собрания участников и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением, использование резервных и других фондов хозяйственного общества). При этом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества отнесено решение и иных вопросов, предусмотренных Законом об обществах, иными законодательными актами, уставом общества, за исключением вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания его участников.

Выпуск ценных бумаг

К неоднозначным можно отнести решение законодателя о возможности передачи на рассмотрение исполнительного органа при отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятия и утверждения решений о выпуске хозяйственным обществом эмиссионных ценных бумаг (за исключением принятия и утверждения решения о выпуске акций). Это позволит более оперативно решать вопросы по привлечению дополнительных средств для организации деятельности, однако бесконтрольное заимствование — путь к банкротству для любого предприятия.

4853 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме