Вы на портале

Композитор или драматург: кто будет автором бродвейского мюзикла?

В деле о фотографиях «Титаника» суд сделал акцент на первом из двух критериев соавторства — творческом участии обоих авторов. Поскольку деятельность фотографов компании R.M.S. Titanic была технической, суд не уделял много внимания второму критерию — намерению авторов создать единое произведение на равных. 

Более детально этот критерий был рассмотрен в деле о мюзикле «Рента».

Обновлено
Пархимович Анастасия
Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

1617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

* Lynn M. THOMSON, Plaintiff-Appellant, v. Allan S. LARSON, Nanette Larson, and Julie Larson McCollum, Defendants-Appellees, 147 F.3d 195 (2nd Cir. 1998).

История бродвейского мюзикла «Рента», получившего Пулитцеровскую премию и премию Тони, началась в 1989 г., когда композитор Джонатан Ларсон и писатель Билли Аронсон решили создать мюзикл по мотивам оперы Пуччини «Богема». Договор между писателем и музыкантом предусматривал, что Аронсон отказывается от права считаться соавтором мюзикла в обмен на то, что название мюзикла останется неизменным: «"Рента" рок-опера Джонатана Ларсона. Оригинальное прочтение и дополнительный текст Билли Аронсона».

В 1995 г., когда подготовка спектакля была в самом разгаре, организатор постановки с согласия Ларсона, который продолжал трудиться над проектом нанял в помощь композитору драматурга. Этим драматургом оказалась Линн Томсон, преподаватель продвинутого курса по сценаристике Нью-Йоркского университета. Договор с Томсон предусматривал вознаграждение в размере 2000 долларов, а также то, что ее имя будет указано на афише: «Линн Томсон, драматург».

Ларсон и Томсон работали над новой версией шоу около 4 месяцев. Текущая версия сценария всегда хранилась на компьютере у Джонатана Ларсона. Линн Томсон не вела записей того, какие правки вносились в сценарий по ее предложению. При этом драматург активно работала над сценарием: дорабатывала сюжет, помогала прописывать детали обстановки и характеры героев, даже создавала особенности стиля речи (с характерными выражениями) для некоторых персонажей.

В январе 1996 г., через несколько часов после финальной репетиции в костюмах, Джонатан Ларсон умирает. Последние приготовления к премьере за дополнительную плату берет на себя Линн Томсон кому, как не ей, известны детали авторского замысла!

В феврале мюзикл выходит на сцену и завоевывает головокружительный успех. Вскоре после этого драматург обратилась к наследникам Ларсона, подчеркнув в письме, что будь Джонатан Ларсон жив, он бы непременно предложил Томсон небольшой процент от авторских роялти, чтобы отметить ее вклад в постановку. Наследники композитора предложили драматургу 1 %. Однако переговоры зашли в тупик, и Томсон обратилась в суд с иском о признании ее соавтором и выплате роялти в размере 16 % от выручки.

Суд встал на сторону наследников композитора и отказал в признании Линн Томсон соавтором мюзикла «Рента». Как отметил судья, «... это решение касается не вклада Линн Томсон в постановку, ... а того, являются ли отношения между Линн Томсон и Джонатаном Ларсоном тем особым сотрудничеством, которое ведет к возникновению соавторства». Было установлено, что вклад драматурга в создание текста мюзикла, будучи взят отдельно, безусловно, охранялся бы авторским правом. Помимо этого, вклад Томсон в разработку либретто также был осязаемым. Однако ключевым в этом деле стало намерение композитора рассматривать Линн Томсон в качестве соавтора. Точнее, отсутствие такого намерения.

Суд учел, что все версии сценария, а также записки к нему хранились только на компьютере Джонатана Ларсона. На титульном листе каждой версии Ларсон был указан в качестве «автора/композитора», в то время как Линн Томсон упоминалась лишь как «драматург» да и то на последней странице. Отдельно суд учел также то, что при заключении новых договоров (а также дополнительных соглашений к текущим) Ларсон всегда выступал как единственный автор мюзикла и считал себя вправе единолично распоряжаться исключительным правом.

Кроме того, судья отметил и то обстоятельство, что последнее слово по всем вопросам, которые касались мюзикла (в том числе сценария, героев и прочего), всегда принадлежало Ларсону к драматургу он обращался исключительно за консультацией, а решения принимал сам.

По мнению суда, эти обстоятельства, безусловно, свидетельствовали о том, что между авторами не было достигнуто согласия о создании единого произведения на равных. Поскольку такое согласие является необходимым критерием для установления соавторства, суд признал Ларсона единственным автором мюзикла «Рента».

При подготовке договора о совместном создании произведения включите в него перечень соавторов. Во избежание споров стоит также указать лиц, которые, выполняя техническую или административную работу по созданию произведения, соавторами не становятся. 

1617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме