Порядок избрания ревизора
Ревизор или ревизионная комиссия являются контрольным органом хозяйственного общества. При учреждении компании образование такого контрольного органа является обязательным в силу ч. 1 ст. 59 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII (далее — Закон о хозобществах). Так, общее собрание участников общества избирает ревизора или ревизионную комиссию, если образование такой комиссии предусмотрено Законом о хозобществах (как, например, для ОАО) или уставом самого общества.
По общему правилу образование контрольного органа и избрание ревизора или членов ревизионной комиссии происходит на учредительном собрании общества (абз. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о хозобществах). Тем не менее вопрос об избрании ревизора или членов ревизионной комиссии можно вынести в повестку дня любого общего собрания участников общества (в том числе внеочередного), если кандидатура ревизора (членов ревизионной комиссии) отсутствует на момент проведения учредительного собрания либо требуется замена ревизора (члена ревизионной комиссии).
Рекомендация.
Рекомендуем избирать ревизора (членов ревизионной комиссии) на каждом годовом общем собрании участников общества на следующий год, закрепив годичный срок полномочий ревизора (ревизионной комиссии).
На каждом годовом общем собрании участников общества должен быть рассмотрен вопрос об избрании ревизора (членов ревизионной комиссии). Таким образом, если после государственной регистрации компании или на годовом собрании общее собрание участников не рассмотрело вопрос об избрании ревизора (членов ревизионной комиссии) (ч. 4 ст. 36 Закона о хозобществах), оно вправе избрать ревизора на последующем внеочередном общем собрании участников (решение хозяйственного суда г. Минска от 04.08.2010 (дело № 475-23/2010)).
Пример формулировки:
Избрать Иванова Ивана Ивановича ревизором Общества c 01.05.2020 по 30.04.2021.
Что будет, если не избрать ревизора?
Ответственность за неизбрание ревизора (ревизионной комиссии) законодательством не установлена. На практике неизбрание ревизора (ревизионной комиссии) можно квалифицировать как ограничение прав участников на управление делами общества.
Справочно.
В ходе проведения внеочередного общего собрания участников участники приняли решение не возобновлять работу ревизионной комиссии. Суд квалифицировал такое решение как противоречащее законодательству и положениям устава. Подобное решение фактически изменяет положения устава, а также ограничивает права участников на управление делами общества (решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 14.10.2004 (дело № 45-13/2004)).
Требования к ревизору
Законодательство не предъявляет каких-либо специальных требований к кандидатуре ревизора (члена ревизионной комиссии) в части компетенции или квалификации.
Ревизором (членом ревизионной комиссии) общества не могут являться:
— член совета директоров (наблюдательного совета);
— член коллегиального исполнительного органа общества;
— директор общества или индивидуальный предприниматель, осуществляющий функции исполнительного органа общества ;
— лицо, деятельность которого проверяется, не вправе участвовать в проведении ревизий или проверок по соответствующим вопросам (ч. 3 ст. 59 Закона о хозобществах).
Справочно.
При рассмотрении вопроса о возможности избрания в качестве ревизора общества лица, занимавшего должность директора по экономике и финансам, исполнительного директора, российский суд постановил, что ограничения по выбору членов ревизионной комиссии не распространяются в подобной ситуации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.09.2012 № Ф03-4021/2012 по делу № А24-4260/2011).
Функция ревизора
Основная функция контрольного органа — внутренний контроль финансовой и хозяйственной деятельности общества. Это необходимо в первую очередь для выявления и самостоятельного устранения нарушений в деятельности общества, прежде чем такие нарушения будут выявлены государственными органами.
Ревизия (проверка), проводимая ревизором, отличается от аудита, независимой оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности (абз. 3 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»).
Заключение ревизора не может быть заменено аудиторским заключением, поскольку ревизор — это контрольный орган общества, осуществляющий внутренний контроль хозяйственной деятельности общества, а аудиторская организация (аудитор) привлекается для проведения внешнего контроля хозяйственной деятельности общества.
Задача ревизора — не только подтвердить достоверность данных о финансовой и хозяйственной деятельности общества и их правильное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документах, но и выявить факты нарушения законодательства, устава и локальных актов общества, предложить меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, в то время как задача аудитора — выразить профессиональное мнение о достоверности финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества и распределение прибыли и убытков этого общества возможно лишь при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а аудиторское заключение необходимо только в установленных законодательствах случаях в дополнение к заключению ревизора.
Рекомендация.
Рекомендуем избирать ревизором внешнее лицо, имеющее опыт в составлении бухгалтерской отчетности и не состоящее в отношениях с обществом. Как правило, один из учредителей принимает на себя функцию ревизора общества. Нецелесообразно на должность ревизора назначать лицо, ответственное за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Распределение прибыли без заключения ревизора
В случае, если на годовом общем собрании участников общества участники распределили прибыль без учета заключения ревизора, существует риск признания судом такого решения недействительным с момента его признания таковым. Так, решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью может быть признано судом недействительным, если:
1) решение нарушает права и законные интересы участника общества (ч. 7 ст. 45 Закона о хозобществах);
2) не прошло двух месяцев со дня, когда участник, оспаривающий решение, узнал или должен был узнать о принятии такого решения (ч. 7 ст. 45 Закона о хозобществах);
3) голосование участника общества могло повлиять на результаты голосования, или исполнение решения повлекло причинение убытков участнику общества, или возникновение иных неблагоприятных последствий для него и допущенные нарушения являются существенными (ч. 8 ст. 45 Закона о хозобществах).
Также возникает вопрос о необходимости заключения ревизора, если прибыль распределяется на внеочередном общем собрании участников общества. В ходе системного толкования положений Закона о хозобществах, регулирующих вопрос распределения прибыли, можно прийти к выводу, что заключение ревизора в таком случае не требуется. Во-первых, отсутствует прямое указание о распределении прибыли только с учетом заключения ревизора. Во-вторых, в абз. 5 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 36 Закона о хозобществах, где упоминается заключение ревизора, речь идет о годовом общем собрании участников. Наконец, ч. 4 ст. 60 Закона о хозобществах устанавливает, что заключение ревизора по результатам проведения именно ежегодной ревизии вносится на рассмотрение общего собрания участников этого общества при распределении прибыли и убытков хозяйственного общества.
Полномочия ревизора
Ревизор вправе провести ревизию или проверку в любое время по собственной инициативе (ч. 8 ст. 59 Закона о хозобществах), а также истребовать у членов органов управления этого общества и у работников, которым предоставлено право принятия решений, вытекающих из их полномочий, трудовых или связанных с ними отношений (например, директора, заместителей директоров, руководителей отделов и др.), необходимые для проведения ревизии или проверки документы о финансовой и хозяйственной деятельности, а также пояснения в устной и (или) письменной форме (ч. 9 ст. 59 Закона о хозобществах).
Справочно.
Учитывая обязанности ревизора и для получения квалифицированного заключения целесообразно избирать на позицию ревизора лицо с соответствующим образованием (например, бухгалтерским или экономическим).
Обязанности ревизора (ревизионной комиссии):
— проводить ежегодную ревизию — по результатам финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный год в сроки, установленные уставом в соответствии с законодательством;
— проводить ревизии или проверки — по решению органов управления общества в установленные ими сроки или по требованию участников общества в случаях, предусмотренных Законом о хозобществах, и в сроки, установленные уставом (ч. 7 ст. 59 Закона о хозобществах);
— в случае выявления нарушений представить заключение ревизии или проверки либо отдельные их выводы и предложения органам управления хозяйственного общества, которые в соответствии с их компетенцией в двухнедельный срок обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений (абз. 2 ч. 3 ст. 60 Закона о хозобществах);
— потребовать созыва внеочередного общего собрания участников общества, если по выявленным в ходе ревизии или проверки фактам нарушений решение может быть принято только этим собранием (абз. 3 ч. 3 ст. 60 Закона о хозобществах).
По результатам проведения ревизии или проверки составляется заключение, которое должно содержать:
— подтверждение достоверности учетных и отчетных данных о финансовой и хозяйственной деятельности и их правильного отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов) и иных документах;
— выявленные факты нарушения законодательства, устава и локальных правовых актов общества, регламентирующих его деятельность, а также предложения по предупреждению и пресечению подобных нарушений;
— рекомендации по возмещению причиненного ущерба (ч. 1 ст. 60 Закона о хозобществах).
Образец заключения ревизора
Трудности, возникающие на практике
На практике могут возникнуть трудности с получением доступа ревизора общества к документации и информации. Поэтому целесообразно прописать в уставе порядок проведения проверки, а именно:
— установить срок проведения проверки (данный срок не должен превышать 30 дней);
— предоставить ревизору право на совершение определенных действий, связанных с проведением проверки (например, беспрепятственно посещать территорию и помещения общества; требовать от директора и иных работников предоставления любой информации, сведений и документов, в том числе содержащих охраняемые законодательством сведения и информацию; изымать необходимые документы; снимать копии с документов, в том числе с документов, содержащих охраняемые законодательством сведения и информацию, и др.);
— закрепить возможность привлечения ревизором для проведения проверки любых третьих лиц, как на возмездной основе за счет общества или за счет иных источников по усмотрению ревизора, так и на безвозмездной основе;
— отдельно установить обязанность работников по предоставлению ревизору информации, сведений и документов, а также даче устных и письменных пояснений по требованию ревизора в срок, установленный в соответствующем требовании ревизора.
Резюме
На сегодняшний день учреждение контрольного органа общества (ревизора или ревизионной комиссии) не только является обязательным в силу положений белорусского законодательства, но и требует определенной регламентации в уставе общества. Для эффективной работы контрольного органа общества необходимо установить требования к образованию и квалификации ревизора (члена ревизионной комиссии), а также определить порядок доступа ревизора к документам общества, механизм взаимодействия с другими работниками в ходе проведения ревизии или проверки.
Дополнительно по теме:
>>Сергеева Е. Что нужно знать про аудит, прежде чем заключать договор
>>Корпоративные споры: обжалование решений органов управления (видео)