Вы на портале

Ликвидация российского контрагента во время его участия в судебном процессе в Беларуси

К сожалению, как в российском, так и в белорусском бизнесе встречаются недобросовестные партнеры, которые стремятся избежать погашения своей задолженности перед контрагентом. Обычно такие «бизнесмены» ищут легитимные способы уклонения от исполнения договорных обязательств. В ситуации, когда, например, вторая сторона находится в другом государстве и не знает нюансов законодательства страны должника, такие способы часто достигают результата.

Кузнецов Алексей
Кузнецов Алексей

К.ю.н., доцент по специальности «Арбитражный и гражданский процесс», генеральный директор ООО ЮК «Деловой Дом» (РФ)

4017 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Ликвидация как способ уклонения от погашения задолженности

В качестве одного из вариантов прекращения исполнения обязательств по сделке и списания долга российские бизнесмены часто используют про-цедуру добровольной ликвидации либо процедуру банкротства, если в связи с долгами добровольная ликвидация невозможна.

Наиболее привлекательной для должников является процедура добровольной ликвидации, так как она требует минимальных финансовых затрат и непродолжительна по времени. После исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) компания считается ликвидированной, а ее долги — погашенными. 

Для российской компании проще всего при ликвидации скрыть задолженность, если контрагентом является иностранное юридическое лицо. Это связано с тем, что российские государственные органы или коммерческие организации имеют возможность получить информацию о судебных спорах на территории своего государства, а вот иностранный контрагент может не знать нюансов российского законодательства, регулирующего ликвидацию обществ. Неосведомленность иностранного контрагента об информационных ресурсах в Российской Федерации, с помощью которых можно отследить статус должника, может привести к потере денег и шанса на их возврат.  

Участники (учредители) юридического лица не обязаны указывать причины ликвидации.  

Справочно.
Среди возможных причин прекращения деятельности в Российской Федерации могут быть:
• неразрешимые разногласия среди участников, препятствующие совместному ведению дела;
• достижение поставленной цели, ради которой создавалось общество;
• экономическая нецелесообразность ведения бизнеса;
• истечение сроков, указанных в учредительных документах.

В связи с этим процедура добровольной ликвидации нередко используется российскими компаниями в качестве способа уклонения от исполнения обязательств перед кредитором.

При наличии судебного спора ликвидировать организацию, по общему правилу, нельзя. Но все зависит от добросовестности инициаторов ликвидации. 

Возможные злоупотребления при процедуре ликвидации

Процедура ликвидации российской организации регламентирована главой VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

Справочно.
Официальной базой всех зарегистрированных юридических лиц Российской Федерации является ЕГРЮЛ. Ответственный за ее ведение орган — Федеральная налоговая служба России (egrul.nalog.ru).

Решение о добровольной ликвидации принимается участниками (учредителями) компании, как правило, единогласно.

Одним из обязательных этапов в процедуре ликвидации является уведомление налоговой службы и общественности о ликвидации юридического лица. Уведомление по специально предусмотренной форме направляется в налоговый орган по месту нахождения юридического лица в течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации организации. 

Кроме того, уведомление о ликвидации должно быть размещено на специальном информационном ресурсе «Федресурс» (fedresurs.ru) и в журнале «Вестник государственной регистрации» (vestnik-gosreg.ru). Доступ к указанным ресурсам является открытым.

Справочно.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс) создан 1 января 2013 г.

Составной частью в Федресурс вошел Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), функционирующий с 1 апреля 2011 г.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Конкретных сроков уведомления кредиторов нет.

На практике нередко ликвидационная комиссия, злоупотребляя правом и совершая недобросовестное действие, пренебрегает правилом об уведомлении всех кредиторов и выборочно извещает кредиторов о ликвидации либо не извещает их вовсе, ограничившись публикацией уведомления на сайте Федресурса.

В последующем ликвидационная комиссия искажает промежуточный ликвидационный баланс, не включая в него «ненужные» долги, мешающие ликвидации. Соответственно, ликвидационный баланс, утвержденный участниками (учредителями), не содержит скрытую кредиторскую задолженность. 

Следовательно, при ненаправлении должником письменного уведомления в адрес кредитора о начавшейся ликвидации и при отсутствии отслеживания со стороны кредитора информации на сайте Федресурса велика вероятность узнать о состоявшейся ликвидации уже после внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Необходимо знать, что кредитор может воспрепятствовать процедуре ликвидации, так как ликвидация юридического лица не может быть осуществлена в случае наличия у ликвидируемой организации кредиторской задолженности.

Если контрагент российского должника из Беларуси

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует соглашение о взаимном исполнении судебных актов судов обеих стран. Для исполнения судебных актов по арбитражным (экономическим) спорам не требуется специальная процедура их признания. Судебные акты судов государства партнера исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Соответственно, судебный процесс в Респуб­лике Беларусь является таким же основанием для приостановления ликвидации, как и судебный процесс в суде Российской Федерации. 

Справочно.
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации заключено в г. Москве 17.01.2001, вступило в силу 29.07.2002.

Узнав о решении российского должника начать процедуру ликвидации либо об уже начатой процедуре ликвидации, белорусская сторона должна незамедлительно направить свои возражения и известить регистрирующий орган Российской Федерации о наличии судебного экономического спора в белорусском суде.

Последствием наличия судебного спора с ликвидируемым должником, о котором стало известно регистрирующему органу, будет приостановление регистрирующим органом процесса ликвидации должника. Неисполнение данного требования Закона о государственной регистрации может быть основанием для признания недействительным решения регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Права и обязанности кредитора 

Кредитору необходимо в течение двух месяцев или иного срока, установленного общим собранием участников (учредителем) ликвидируемого юридического лица и указанного в публикации, обратиться к ликвидатору с заявлением о включении своего требования в реестр. При этом единой формы заявления не существует. Ликвидационная комиссия рассматривает заявление и принимает решение о включении требования в реестр или об отказе.

Справочно.
Кредитор не обязан подтверждать наличие задолженности исключительно решением суда. Задолженность может быть подтверждена первичными учетными документами.

В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса должника вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.

Если кредитор был уведомлен о начале ликвидации, но не заявил свои требования в установленный срок, он утрачивает право на погашение задолженности.

В случае, если стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В таком случае банкротство проходит по упрощенной процедуре. А именно — отсутствует наблюдение, должник признается банкротом, и сразу вводится конкурсное производство.

Кредитор вправе заявить ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрировать изменения и вносить записи в ЕГРЮЛ в отношении общества.

Законодательство Российской Федерации не возлагает обязанность на ликвидатора самостоятельно включать незаявленные требования в промежуточный ликвидационный баланс. Следовательно, кредитору нужно избрать активную линию поведения и самостоятельно осуществлять в отношении должника мониторинг общедоступных сайтов.

Рекомендации
1. Белорусским контрагентам необходимо периодически проверять информацию в отношении российских должников на предмет наличия уведомлений о ликвидации юридического лица на Федресурсе и в журнале «Вестник государственной регистрации». Также нужно отслеживать статус контрагента на сайте налоговой службы (nalog.gov.ru) и в ЕГРЮЛ.
2. В случае появления информации о начале ликвидации стоит незамедлительно принять меры по направлению в ликвидационную комиссию требования о включении в реестр, а также известить налоговый орган о наличии задолженности перед белорусским контрагентом.
3. Если в отношении российского должника начат судебный процесс в белорусском суде, необходимо направить информацию и свои возражения относительно ликвидации должника в регистрирующий орган Российской Федерации.

4017 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме