Вы на портале

Проблемные аспекты взаимодействия с недобросовестным ликвидатором

Ситуация: в связи с «экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности» участники общества с ограниченной ответственностью (далее — Общество) приняли решение о его ликвидации. Действительной же целью ликвидации является уклонение Общества от погашения кредиторской задолженности и недопущение возбуждения в отношении него дела об экономической несостоятельности (банкротстве). В качестве ликвидатора назначается лицо, деятельность которого ангажирована и направлена на реализацию вышеуказанных целей. Ликвидатор не намеревается осуществить ликвидацию Общества, используя различные способы противодействия кредиторам.

Обновлено
Толочко Андрей
Толочко Андрей

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

Лойша Андрей
Лойша Андрей

Адвокат 

7749 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопросы:
Существуют ли эффективные механизмы воздействия на ликвидатора в процессе ликвидации Общества?
Можно ли привлечь ликвидатора к гражданско-правовой ответственности?

Механизмы воздействия на ликвидатора

Частью 7 п. 5 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), предусмотрено, что со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Согласно ч. 8 п. 6 Положения ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, в процессе ликвидации общества лицом, наделенным необходимым объемом полномочий для управления и ликвидации юридического лица, является ликвидатор.
В п. 1 ст. 57 ГК определено, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Из указанного предписания следует, что основной целью ликвидатора является прекращение деятельности юридического лица. Для достижения данной цели ликвидатор исполняет возложенные на него законодательством обязанности.

Законодателем не в полной мере урегулирован вопрос об обязанностях ликвидатора. К примеру, из норм законодательства прямо не вытекает обязанность ликвидатора осуществлять действия, направленные на поиск, выявление и возврат имущества ликвидируемого юридического лица, в частности, путем направления запросов в ГАИ, республиканскую и территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества и т.д.

Справочно.
В силу ч. 3 подп. 3.2 п. 3 Положения при обнаружении основания для ликвидации юридического лица, преду-смотренного в абз. 6 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения, кредиторы ликвидиру-
емого субъекта хозяйствования вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица.

У кредиторов отсутствуют эффективные механизмы воздействия на ликвидатора. Кредитор не может каким-либо образом понудить ликвидатора совершить определенные действия.

Механизм № 1: обращение в суд с иском о судебной ликвидации

Одной из немногих правовых гарантий прав и законных интересов кредиторов в процессе ликвидации общества является право обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица.

На основании абз. 6 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации.

Справочно.
В п. 8 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» разъяснено, что наличие решения о ликвидации юридического лица, принятого собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом <…>, не исключает возможности обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, если принятое решение не выполняется и в соответствии с законодательством имеются основания к ликвидации юридического лица  в судебном порядке.

Однако возможность ликвидации юридического лица в судебном порядке на основании абз. 6 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения затруднена, поскольку необходимо, чтобы ликвидатором было допущено нарушение сроков и установленного порядка ликвидации.

Справочно.
При удовлетворении искового заявления и принятии решения о судебной ликвидации суд с учетом обстоятельств дела (основание для ликвидации, фактическое осуществление деятельности, объем имущества и т.д.) назначает ликвидационную комиссию или ликвидатора.

В Положении установлен максимальный срок ликвидации. Согласно ч. 3 п. 6 Положения срок ликвидации, устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации.

В подавляющем большинстве случаев участники общества устанавливают максимально допустимый срок ликвидации юридического лица — 9 месяцев. Следовательно, реализация механизма судебной ликвидации общества будет возможна только в случае нарушения данного срока.

Справочно.
Срок ликвидации может быть продлен по решению уполномоченных лиц (уполномоченного органа), но не более чем на 12 месяцев.

Проблемным аспектом использования указанного механизма является неурегулированность понятия «порядок ликвидации». Данный термин не разъясняется ни ГК, ни иными нормативными правовыми актами.

Справочно.
Общие требования к порядку ликвидации юридического лица и действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) определены в ст. 59 ГК.

В ч. 1 п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» закреплено, что при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица, заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов либо за нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации, судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела.

Механизм № 2: возбуждение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) 

Один из механизмов противодействия недобросовестному ликвидатору предусмотрен в ч. 5 ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Так, кредитор имеет право подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявление кредитора по истечении трехмесячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности.

При возбуждении в отношении должника дела об экономической несостоятельности (банкротстве) недобросовестный ликвидатор будет заменен на антикризисного управляющего.

Механизм № 3: включение в реестр требований кредиторов в судебном порядке

Пунктом 4 ст. 60 ГК предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу.

При рассмотрении искового заявления суд оценивает доводы ликвидатора, в связи с которыми требования кредитора не были включены в реестр требований кредиторов, и в случае установления факта незаконного отказа в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения обязует ликвидатора включить требования в реестр требований кредиторов.

Справочно.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Отметим, что практическое применение данного механизма защиты осложнено существенными финансовыми затратами. При подаче искового заявления кредитор должен уплатить государственную пошлину, установленную для исковых заявлений имущественного характера.

Механизм № 4: привлечение ликвидатора к административной ответственности 

За нарушение сроков рассмотрения требований кредитора ликвидатор может быть привлечен к административной ответственности.

Справочно.
В процедуре ликвидации, в отличие от процедуры экономической несостоятельности (банкротства), не установлен срок, в течение которого ликвидатор должен рассмотреть требования кредитора.

На практике требования кредиторов в процедуре ликвидации рассматриваются в качестве обращений и поэтому применяется законодательство об обращениях граждан и юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.17.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Таким образом, в случае, если ликвидатор уклоняется от рассмотрения требований кредиторов либо ответ на требования был дан с нарушением установленных сроков, ликвидатор может быть привлечен компетентными государственными органами к административной ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (ст. 9.13 КоАП).

Гражданско-правовая ответственность ликвидатора

Предположим, что в процессе ликвидации кредитор не смог защитить собственные права, его требования не были включены в реестр требований кредиторов и общество было ликвидировано. В таком случае п. 25 Положения предусматривает субсидиарную ответственность собственников имущества (учредителей, участников), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам ликвидированного юридического лица.

Справочно.
Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Пункт 25 Положения на практике используется нечасто. Представляется, что следствием либерализации правовых отношений в сфере экономики, в том числе по вопросу субсидиарной ответственности, будет фактическая невозможность применения указанного пункта к недобросовестному ликвидатору. На наш взгляд, данное нормативное предписание будет применяться только в ситуациях, когда действия ликвидатора носят умышленный (виновный) характер.

В качестве итога отметим, что права и законные интересы кредитора в процессе ликвидации недостаточно защищены от действий недобросовестного ликвидатора. Определенные механизмы воздействия на ликвидатора существуют, однако они не являются комплексными и не позволяют в полной мере контролировать процесс ликвидации. Кроме того, возможность применения данных механизмов в практической деятельности осложнена несовершенством законодательных конструкций. Однако интересы кредитора будут защищены только в том случае, если, несмотря на имеющиеся сложности, будут предприняты все возможные меры.

7749 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме