Вы на портале

Лжепредпринимательство: чего стоит подпись «номинального директора»

Ситуация: предприятие закупало сырье у коммерческой организации, что подтверждалось соответствующими надлежаще оформленными первичными учетными документами, а также установлен товарно-денежный характер отношений контрагентов. При правильно оформленных первичных учетных документах основанием для возбуждения уголовного дела в отношении поставщика и проверок его контрагентов стала явная «пассивность» коммерческой организации в налогообложении, отсутствие полноценного офиса, штата работников, складских помещений и иных атрибутов легально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Выводы: в отношении лица, действующего от имени «подозрительного» субъекта хозяйствования, и его клиентов, сотрудничавших с предприятием, возбуждены уголовные дела за уклонение от уплаты налогов, а также применены санкции.

Обновлено
Туптало Сергей
Туптало Сергей

начальник Слонимского МО УДФР

25227 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какова практика ДФР?

Одной из распространенных форм уклонения от уплаты налогов является использование субъектами хозяйствования реквизитов так называемых лжепредпринимательских и иных коммерческих структур путем отражения фиктивных финансово-хозяйственных операций и, как итог, занижения выручки в соответствующем размере оборота между двумя субъектами.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ № 488) установлен порядок включения субъектов хозяйствования в реестр коммерческих организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а также алгоритм проверки первичных учетных документов по хозяйственным операциям с указанными субъектами.

Следует отметить, что наличие и функционирование данного реестра не означает, что органы финансовых расследований и иные контролирующие органы вправе применить установленный порядок расчета только в отношении субъектов, включенных в него. В случае установления фиктивности сделок и оформленных по ним первичных учетных документов с субъектами хозяйствования, не включенными в данный реестр, к проверяемым субъектам могут быть применены правовые последствия, пре-дусмотренные для субъектов, включенных в реестр.

В отношении очередных субъектов хозяйствования возбуждены уголовные дела по ст. 243 УК в связи с использованием лжепредпринимательской структуры. Моментом совершения преступления считается уклонение от уплаты налогов в соответствующем размере на момент возникновения обязанности выполнить соответствующее налоговое обязательство либо подать налоговую декларацию (расчет) по соответствующему виду налога и за отчетный период.

Справочно.
В соответствии со ст. 243 УК за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере преду-смотрена ответственность в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Обстоятельства дела

Слонимским межрайонным отделом финансовых расследований проведена проверка столичной коммерческой фирмы, которая в 2016–2017 гг. сотрудничала с одним из крупных местных предприятий: она поставила в его адрес сырье и получила в качестве расчета готовую продукцию с суммой оборота порядка 1,0 млн рублей.

На первый взгляд схема не содержала ничего криминального, была оформлена всем необходимым пакетом первичных учетных документов, среди которых были хозяйственные договоры, товаросопроводительные документы, сертификаты качества.

Важно отметить, что указанные в данных документах хозяйственные операции в виде поставки столичной фирмой товара и взаимного получения в качестве расчета продукции действительно имели место, то есть отношения имели товарно-денежный характер.

Внимание финансовой милиции привлекла именно столичная фирма, которая, как оказалось, фактически с момента регистрации не отчитывалась в территориальную налоговую инспекцию по деятельности, не подавала налоговых деклараций и не производила уплату налогов, не имела штата работников и действующих офисных, складских помещений, то есть не обладала признаками и атрибутами субъекта хозяйствования, реально осуществляющего уставную коммерческую деятельность.

Указанный в документах в качестве учредителя и директора житель г. Минска свою причастность к деятельности от имени фирмы и тем более к заключению каких-либо сделок не подтвердил. Он пояснил работникам финансовой милиции, что согласился занять данную должность по предложению одного из своих знакомых, участвовавшего в этом бизнесе, который и организовал по своей инициативе регистрацию новой фирмы на подставное лицо и получил все инструменты для ее управления, включая печать, электронную почту и средства управления счетами.

Позиция органов финансовых расследований

В ходе проверки вышеуказанные сведения подтвердились: интересы столичной лжефирмы представлял совсем другой человек, а не тот, фамилия которого была отражена в документах. При этом на руку ему играло то, что у обоих были одинаковые имена и некоторая схожесть во внешности.

Следует отметить, что при заключении сделок указанный гражданин без какого-либо опасения называл себя руководителем предприятия, не скрывал своего настоящего имени, а после начала проверки финансовой милицией принимал меры, направленные на легализацию своих действий и уход от ответственности, пытаясь перевести вину на номинального директора, выбрав для себя лишь роль менеджера.

Изучение расчетных счетов лжефирмы позволило не только установить размер проходящих по ним денежных средств, но и вскрыло факты их обналичивания в многотысячных размерах под видом командировочных расходов, совершения фиктивных операций через подконтрольных субъектов.

Кроме того, были установлены иные субъекты хозяйствования так называемого реального сектора экономики, имевшие финансово-хозяйственные отношения с данной фирмой, которая, кстати, на момент проверки в реестре по Указу № 488 не состояла.

Наличие доказательств оформления первичных учетных документов не-уполномоченным лицом (более того — не тем, которое в них указано) в совокупности с осведомленностью представителей предприятий реального сектора о том, что ими при ведении бухгалтерского учета учитывались документы по сделкам (приобретение/поставка) с фирмой, которую представляет неуполномоченное лицо, позволило финансовой милиции признать документы по сделке не имеющими юридической силы и рассчитать к уплате налоги в размерах, достаточных для квалификации действий по ст. 243 УК.

На основании собранных финансовой милицией материалов в апреле 2018 г. управлением Следственного комитета по г. Минску возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст. 243 УК («Уклонение от уплаты налогов в крупном размере») как в отношении гражданина, организовавшего данную преступную деятельность от имени «лжефирмы», так и в отношении ряда его клиентов. После возбуждения уголовного дела одна из фирм, поработавших с «подозрительным» клиентом, уже возместила в бюджет свыше 52 000 рублей.

Рекомендации:
1. При заключении договора с новым контрагентом необходимо проверить местонахождение его офиса, склада.
2. Важно убедиться в подписании документов уполномоченными лицами.
3. Контрагента нужно проверять в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а также на предмет налоговой задолженности на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

25227 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме