Что имеем сейчас?
В Республике Беларусь фондовый рынок можно разделить на биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок охватывает сделки, совершаемые между юридическими и физическими лицами вне рамок специально организованных торговых площадок, тогда как биржевой рынок представляет собой специально обособленную государством, определяемую рядом законодательных и подзаконных норм и правил сферу взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев) и их эмитентов. Единственной официальной торговой площадкой биржевого рынка в нашей стране является ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — фондовая биржа или Белорусская валютно-фондовая биржа).
Справочно.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг — юридическое лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам (абз. 31 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»).
Государство стимулирует развитие рынка ценных бумаг по многим экономическим причинам. Наряду с повышением инвестиционной привлекательности отечественных активов имеется ряд других значимых целей. В частности, без эффективно работающего фондового рынка невозможно запустить механизм накопительного пенсионного страхования — с тем, чтобы обеспечить гражданам страны достойную старость. Причина этого явления достаточно очевидна — в условиях отсутствия инструментов, позволяющих получить повышенную доходность при приемлемом уровне риска, наилучший результат обеспечивает привычная нам распределительная система, дающая возможность сэкономить на посредниках — компаниях, управляющих пенсионными активами, чьи услуги в такой ситуации оказываются бесполезными.
Однако для предоставления ценным бумагам допуска к биржевым торгам на любой из торговых секций фондовой биржи необходимо пройти процедуру листинга.
Статья 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон) дает следующее определение листинга: листинг — это процедура включения организатором торговли ценными бумагами* эмиссионных ценных бумаг в котировальный лист.
* Здесь и далее под организатором торговли ценными бумагами понимается фондовая биржа.
Эта же статья Закона определяет котировальный лист как список эмиссионных ценных бумаг, соответствующих определенным организатором торговли ценными бумагами критериям, допущенных им к торгам.
Согласно ст. 36 Закона организатор торговли ценными бумагами устанавливает правила включения ценных бумаг в котировальный лист и исключения из него. Ценные бумаги, не прошедшие листинг, могут быть предметом сделок на торгах в порядке, предусмотренном правилами допуска ценных бумаг к торгам, установленными организатором торговли ценными бумагами. Однако перечень таких случаев ограничен (например, ценные бумаги, не прошедшие листинг, могут быть допущены к размещению и обращению на бирже как «внесписочные»).
Справочно.
Внесписочные ценные бумаги — эмиссионные ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже без прохождения листинга (подп. 4.3 п. 4 Правил листинга эмиссионных ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 11.09.2017 № 23).
Исходя из вышеизложенного, процедура листинга осуществляется только в отношении эмиссионных ценных бумаг, под которыми законодатель понимает ценные бумаги, размещаемые выпусками, имеющие равные объем и сроки осуществления прав в рамках одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги этого выпуска. Например, для конкретного выпуска облигаций устанавливается одинаковая номинальная цена каждой ценной бумаги и срок ее погашения.
По каким правилам осуществляется листинг в Республике Беларусь?
В соответствии с Законом организатором торговли разработаны Правила листинга эмиссионных ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», утвержденные протоколом Наблюдательного совета ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 11.09.2017 № 23.
Согласно указанным Правилам листинг основан на принципах классификации обращающихся на фондовой бирже ценных бумаг по критерию оценки их ликвидности, инвестиционного качества и надежности. В зависимости от данной классификации ценные бумаги допускаются к обращению с включением в определенный уровень котировальных листов.
Правила предусматривают наличие котировальных листов 1-го и 2-го уровня, различающихся требованиями к эмитентам, претендующим на включение их ценных бумаг в листинг (табл. 1).
Справочно.
Маркет-мейкер — это юридическое лицо, являющееся профессио-нальным участником рынка ценных бумаг, которое на основании договора с биржей или эмитентом ценных бумаг приняло на себя обязательство постоянно поддерживать двусторонние котировки на покупку и продажу определенных ценных бумаг.
Сравниваем с практикой мировых финансовых рынков
Сравнение требований для прохождения листинга белорусской фондовой биржи с лондонской фондовой биржей показывает, что они являются более мягкими. Вместе с тем сегодня в официальный список Белорусской валютно-фондовой биржи включены только два эмитента — Министерство финансов и Национальный банк, для которых процедура листинга является бесплатной. Сравнительные данные по биржам других стран ЕАЭС приведены в табл. 2.
Для развитых финансовых рынков характерно использование мер, стимулирующих компании к включению своих ценных бумаг в официальные списки фондовых бирж.
Во-первых, это требования к портфелям институциональных инвесторов, ограничивающие их возможности приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках. Для инвестиционных фондов данные требования могут выражаться в прямом ограничении доли таких ценных бумаг в процентном отношении от общего объема инвестиционного портфеля (как правило, на уровне не более 10 %).
Для банков это ограничение может быть выражено в форме требования о создании повышенного размера резервов по ценным бумагам, не имеющим рыночной стоимости, рассчитанной признаваемой биржей, а также в невозможности включения таких ценных бумаг в состав ликвидных активов.
Во-вторых, важным фактором является использование налоговых льгот для покупателей листингованных ценных бумаг, что делает их более привлекательными для инвесторов и позволяет эмитентам долговых ценных бумаг снизить стоимость заимствования, а акционерным обществам —расширить базу инвесторов и тем самым осуществлять привлечение долевого капитала на более выгодных условиях.
Так, например, в Российской Федерации существует освобождение от налога на доходы физических лиц (аналог нашего подоходного налога) купонов в размере, не превышающем ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации + 5 %. Освобождение применимо, если эти купоны получены по корпоративным облигациям российских организаций, номинированным в российских рублях, размещенным с 01.01.2017 и обращающимся на организованных торгах.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь полностью отсутствуют какие-либо налоговые или иные преференции для ценных бумаг, включенных в листинг фондовой биржи. В частности, с 1 января 2019 г. льготное налогообложение доходов, полученных от операций с корпоративными облигациями, применяется ко всем облигациям — независимо от того, обращаются ли они на организованном или неорганизованном рынке ценных бумаг, и от включения в официальный список фондовой биржи.
Выводы:
Несмотря на то, что используемые Белорусской валютно-фондовой биржей требования к включению ценных бумаг в официальный список биржи являются достаточно мягкими, на сегодняшний день в этом списке присутствуют только государственные облигации и облигации Национального банка, включаемые в официальный список без взимания платы.
В отсутствие стимулирующих мер, предусмотренных законодательством и свойственных иным рынкам, белорусские компании не заинтересованы во включении собственных ценных бумаг в официальный список биржи.
Существующая практика в сочетании с более низкой стоимостью регистрации сделок, совершаемых на неорганизованном рынке, в сравнении с размером биржевого сбора приводит к преобладающей доле внебиржевых сделок над биржевыми. Так, согласно статистическим данным ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по итогам 2018 г. доля организованного рынка ценных бумаг составила менее 50 % от общего объема фондового рынка. В результате происходит распыление и без того низкой ликвидности между двумя секторами финансового рынка, что препятствует возникновению института маркет-мейкеров, являющихся важнейшим элементом инфраструктуры фондового рынка, необходимым для расширения инвесторской базы за счет розничных и иностранных инвесторов.
Сложившаяся ситуация, безусловно, не способствует развитию в стране организованного рынка ценных бумаг и требует принятия на законодательном уровне мер, направленных на стимулирование развития фондового рынка в соответствии с принятыми в международной практике стандартами.