Вы на портале

Можно ли застраховать форс-мажор?

Каждое время рождает свои вызовы. Последние мировые события являются яркой иллюстрацией того, что локальная проблема одного региона или отрасли легко и очень быстро может трансформироваться в проблему глобального масштаба. Внезапно возникшее на краю мира малоизвестное заболевание вдруг оказывается рядом, а связанные с ним проблемы практически мгновенно трансформируются из сугубо медицинских и социальных в экономические.

Один из наиболее актуальных вопросов последних дней — можно ли рассматривать закрытие границ в связи с эпидемией как форс-мажорное обстоятельство?

Рассмотрим ситуацию с закрытием границ через призму договоров перевозки и страхования.

Фадеев Сергей
Фадеев Сергей

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Фадеева Инна
Фадеева Инна

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

6171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация:
Международная перевозка груза в рамках Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).
Цепочка поставки: грузоотправитель — экспедитор — перевозчик — грузополучатель.
Перевозчик принимает груз к перевозке в стране ЕС и не может выполнить обязательства по его доставке в оговоренные сроки по причине ограничения движения транспорта через границы стран следования в связи с противоэпидемиологическими мерами стран отправления, транзита, получения.

Не форс-мажор?

Исходя из академического трактования, обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор) — событие вне контроля любой из сторон договора, которое делает возможным невыполнение стороной своих обязательств, на возможность исполнения которых указанные обстоятельства влияют.

Закрытого перечня форс-мажорных обстоятельств не существует. Поэтому предположим, что закрытие границ в связи с противоэпидемиологическими мерами является обстоятельством непреодолимой силы, то есть тем обстоятельством, на которое перевозчик повлиять не может. Однако не все так просто...

Справочно.
В законодательстве Республики Беларусь нет термина «форс-мажор», вместо него используется «непреодолимая сила» (ст. 372 ГК), однако, по сути, эти понятия синонимичны.

Согласно п. 1 Типовой оговорки о форс-мажоре Международной торговой палаты (публикация МТП № 421 E) сторона не признается ответственной за неисполнение какого-либо из своих обязательств, если она докажет, что:

— такое неисполнение явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля;

— от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения контракта принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения контракта;

— она не могла разумно избежать или преодолеть такое препятствие или, по крайней мере, его последствия.

Таким образом, полагаем, что ключевыми критериями для определения текущей ситуации, связанной с ограничением перемещения грузов, как форс-мажорной можно выделить два критерия: 

а) события находятся вне контроля перевозчика; 

б) указанные события нельзя было предвидеть при принятии груза к перевозке (заключении договора перевозки). 

Если с пунктом «а» все более-менее понятно, то невозможность предвидения ограничительных мер вызывает сомнение.    

Эпидемия или закрытие границ страхуются?

Отдельного вида страхования непосредственно от эпидемии, ее последствий или закрытия (ограничения) границ в Республике Беларусь нет.

В качестве основной причины, полагаем, можно выделить новизну ситуации. Для появления определенного страхового продукта необходимо время для анализа риска и его оценки, разработки и утверждения пакета соответствующих документов, финальным из которых будут являться правила соответствующего вида страхования.

Возникнет ли ответственность экспедитора/перевозчика?

Поскольку международное правовое регулирование не выделяет в отдельную категорию лицо, оказывающее услугу по организации перевозки (экспедитор), то ниже мы будем рассматривать связку «экспедитор — перевозчик» как одно целое. При этом нужно помнить о том, что по сложившейся международной практике первую претензию от заказчика перевозки получает всегда экспедитор.

Итак, в рассматриваемой ситуации движение полностью не ограничивается, то есть транспортер по маршруту следования перемещается, хоть и с нарушением сроков доставки.

Справочно.
В рассматриваемой ситуации ответственность транспортера возникает на основании п. 5 ст. 23 КДПГ.

Согласно п. 5 ст. 23 КДПГ в случае задержки доставки, если лицо, предъявляющее претензию, докажет, что причиненный ему ущерб был понесен в результате такой задержки, перевозчик обязан возместить ущерб, размер которого не может превышать стоимости перевозки.

Таким образом, ответственность наступает при наличии следующих 3 факторов:

1) задержка доставки груза;

2) наличие ущерба у грузополучателя;

3) наличие причинно-следственной связи между задержкой перевозчиком доставки и возникновением ущерба у грузополучателя.

Необходимо понимать, что бремя доказывания, в отличие от ситуации, связанной с повреждением груза, будет лежать на грузополучателе, а размер предъявляемых требований не может превышать суммы фрахта.

Могут ли быть застрахованы риски, связанные с ограничением движения грузов?

Все договоры страхования в области перевозки являются договорами добровольного страхования. Это значит, что правовое регулирование указанных договоров осуществляется непосредственно условиями договора и соответствующими правилами страхования, то есть условия принятия рисков на страхование, их объем и перечень страховых случаев определяются сторонами при заключении договора.

Справочно.
На момент подготовки материала у нас отсутствовали сведения о наличии у страховщиков Республики Беларусь действующих правил страхования, на основании которых можно было бы застраховать риски, связанные с эпидемиями, падением экономической активности или иными применимыми к данной ситуации форс-мажорами.

Что будет являться объектом страхования?

В рассматриваемой ситуации объектом страхования являются не противоречащие законодательству имущественные интересы страхователя, связанные с его ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения вреда имуществу третьих лиц при осуществлении перевозки грузов, осуществляемой в соответствии с КДПГ.

К таковым относятся в том числе финансовые убытки, понесенные клиентом страхователя в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей, таможенных сборов и пошлин, связанных с перевозкой груза (пп. 4 и 5 ст. 23 КДПГ).

Что будет являться страховым случаем?

Условия договоров добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика (экспедитора) в числе прочего предусматривают в качестве страхового случая и, соответственно, выплату страхового возмещения за финансовые убытки в связи с просрочкой в доставке груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ (пп. 4 и 5 ст. 23 КДПГ).

Справочно.
Страховой случай — событие, наступление которого влечет за собой возникновение у страховщика обязательства по выплате страхового возмещения (ст. 819 ГК).

Раскладывая карантинную ситуацию на составляющие, можно обоснованно утверждать, что транспортер, застрявший на границе, несет ответственность за нарушение сроков доставки груза контрагенту. Предъявляемые требования от контрагента по указанному виду ответственности являются убытками, подлежащими возмещению со стороны страховщика в рамках страхового случая (причинение убытков выгодоприобретателю).

Каков объем страхования?

Итак, есть договор добровольного страхования, есть наступивший страховой случай в виде причинения убытков, связанных с нарушением сроков доставки по договору перевозки. Осталось определиться с суммой страхового возмещения.

Для понимания принципов образования суммы страхового возмещения рассмотрим общие принципы формирования сумм страховых выплат. Каждый договор добровольного страхования имеет согласованный сторонами лимит ответственности страховщика (страховую сумму по договору) в целом по договору страхования.

Справочно.
Страховое возмещение — денежная компенсация, выплачиваемая страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Предположим, страховая сумма по договору — 100 000 евро. При этом в каждом случае страховщик и страхователь, как правило, согласовывают лимиты ответственности по различным страховым случаям за каждый отдельный страховой случай и по договору страхования в целом. Например, за повреждение груза — 50 000 евро, за причинение вреда имуществу — 10 000 евро, за причинение финансовых убытков — 5000 евро, ответственность перед таможенными органами — 5000 евро и т.д.

При наступлении ответственности перевозчика (экспедитора) бремя возмещения убытков будет распределяться следующим образом: сумма причиненных реальных убытков менее или равная лимиту ответственности страховщика по одному страховому случаю подлежит к выплате непосредственно страховщиком, а превышение указанной суммы, соответственно, является убытком страхователя.

Обобщая вышесказанное, отметим, что договор добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика (экспедитора) регулируется в первую очередь условиями самого договора (правила страхования, полис, заявление на страхование).

Исходя из этого, общая рекомендация внимательно читать условия договора актуальна и в случае договора страхования.

Выводы.
Таким образом, действующие договоры страхования способны обеспечить возмещение убытков в связи с просрочкой доставки грузов в ситуации, связанной с ограничением перемещения грузов через границу.
Однако, как показывает практика, защита своих экономических интересов перевозчиками/экспедиторами должна строиться исходя из активной правовой позиции, при которой надлежащую оценку в суде получают не просто сухие строки договора, а совокупность доказательств, формирующих фактические обстоятельства дела, оценка которым и дается судом.

Дополнительно по теме:
>>Антилегенды и антимифы о форс-мажоре (видео)
>>Мачихин С. Коронавирус как повод перечитать условия о форс-мажоре


6171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.