Вы на портале

Налоговый кодекс: что изменится в Общей части?

С начала года активно ведется работа по подготовке нового Налогового кодекса (далее — НК), который должен быть принят уже к концу 2018 г. Рассмотрим наиболее интересные изменения в подготовленный проект Общей части НК (далее — Проект).

Обновлено
Холодцова Ольга
Холодцова Ольга

юрист налоговой практики юридической фирмы Legaltax

7427 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новые термины

В Проекте предусматривается статья, устанавливающая базовые институты, понятия и термины, используемые в НК. В частности, Проектом определены такие понятия, как:

— услуги, а также аудиторские, бухгалтерские, дизайнерские, инжиниринговые, консультационные, маркетинговые, посреднические, рекламные, юридические и управленческие услуги, услуги в электронной форме и услуги по обработке и предоставлению информации;

— работы, а также опытно-конструкторские, опытно-технологические (технологические) и научно-исследовательские работы;

— дивиденды: из определения дивидендов исключается доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества;

— проценты: включаются доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, причем определение не является закрытым. Теперь Проект напрямую включает в проценты доходы по ценным бумагам, депозитным и сберегательным сертификатам, доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках.

Взаимозависимые лица

Наличие взаимозависимых лиц имеет значение для контроля за трансфертным ценообразованием и применением правил тонкой капитализации.

Справочно.
Взаимозависимыми являются лица, отношения между которыми могут повлиять на условия заключаемых между ними сделок.

Проектом существенно расширены критерии для определения взаимозависимости. Теперь взаимозависимыми также будут являться:

1) компании, если их участниками являются супруги или близкие родственники с долей более 20 %;

2) лица с учетом совокупной доли участия взаимозависимых лиц в компании более 20 %. Это означает, что доли супругов и близких родственников в компании будут суммироваться.

Например, при определении доли прямого участия супруга в белорусской компании его доля будет суммироваться с долей супруги: 25 % = 10 % + 15 %.

Белорусская компания (ByCo) и иностранная компания (CyCo) будут являться взаимозависимыми, поскольку доля прямого участия супруга в каждой из них составляет больше 20 %;

3) лица при наличии должностного подчинения или контроля. При этом подчинение или контроль могут выражаться в предоставлении прав и указаний, передаче полномочий и функций, которые непосредственно влияют на условия и экономические результаты деятельности. Это означает, что взаимозависимыми могут быть признаны любые лица, которые фактически могут оказывать влияние на деятельность компании;

4) организация и физическое лицо, которое является ее подлинным владельцем;

5) организации, когда их подлинным владельцем является одно и то же физическое лицо.

Как следует из вышеизложенного, Проектом вводится понятие подлинного владельца организации. Для того чтобы считаться таковым, физическое лицо должно иметь возможность непосредственно или через взаимозависимых лиц оказывать решающее влияние на организацию. Для определения подлинного владельца Проектом установлен закрытый перечень критериев:

• распоряжение имуществом — возможность отчуждения таким лицом большей части имущества организации;

• управление — право назначать исполнительные органы организации или оказывать решающее влияние на их состав;

• принятие решений — прямое или косвенное владение более 20 % уставного фонда и возможность влиять на принимаемые решения.

Трансфертное ценообразование

Проектом вместо ст. 30-1 вводится новая глава «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения». 

Справочно.
Статья 30-1 действующего НК (Общая часть) регулирует принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения.

Перечень контролируемых сделок остался прежним, однако Проектом вносятся значительные изменения в существующие правила. Основные нововведения заключаются в следующем:

1) вводятся новые термины и понятия, основополагающими из которых будут являться понятия анализируемой и сопоставимой сделки;

2) правила трансфертного ценообразования будут применяться, если в анализируемых сделках устанавливаются условия, отличные от условий в сопоставимых сделках, что повлекло занижение налога на прибыль или завышение перенесенного убытка;

3) при определении сопоставимости сделок будет проводиться функциональный анализ — анализ прав, обязанностей, функций, рисков сторон сделки для целей определения сопоставимости сделок;

4) допускается комбинирование двух и более методов трансфертного ценообразования;

5) уточнен порядок применения методов трансфертного ценообразования;

6) предоставляется право заключения соглашения о ценообразовании между крупным плательщиком и МНС.

Проектом изменяется подход к контролю сделок. В частности, устанавливаются лимиты цен сделок (сумм цен сделок) с одним лицом в календарном году, при превышении которых сделки будут подлежать контролю. Для расчетов используются цены без учета косвенных налогов.

Вид сделки
Цена сделки, BYN
Внешнеторговые
200 000 / 2 000 000 для крупных плательщиков
С белорусскими организациями, не уплачивающими налог на прибыль
200 000 / 2 000 000 для крупных плательщиков
С резидентом оффшорной зоны
200 000
Со стратегическими товарами
2 000 000

Налоговое резидентство

Правила определения налогового резидентства для физических лиц не изменились: по-прежнему действует правило 183 дней в календарном году. Однако теперь в этот период наряду с лечением и командировкой не будет засчитываться выезд за пределы Беларуси для краткосрочного отдыха на срок не более 2 месяцев в совокупности в течение календарного года.

Проектом предлагается алгоритм решения проблемы двойного резидентства:

— если физическое лицо одновременно признается налоговым резидентом Беларуси и иностранного государства в соответствии с НК и международным договором, то налоговое резидентство определяется в соответствии с положениями международного договора;

— если физическое лицо одновременно признается резидентом Беларуси и иностранного государства, но международный договор с таким государством отсутствует или не применяется либо если физлицо не признается налоговым резидентом ни одного государства, то оно признается налоговым резидентом Республики Беларусь при наличии гражданства или разрешения на проживание в Беларуси.

Обязанности плательщика и сроки уведомления

Проектом устанавливаются единые сроки исполнения обязанностей плательщика в части уведомления налоговых органов. В течение 5 дней нужно будет сообщать в налоговую сведения:

— об участии в белорусской или иностранной организации;

— об открытии или закрытии счета белорусской организации за границей;

— об изменении местонахождения;

— о принятии решения о ликвидации или реорганизации, о создании или ликвидации филиала;

— об изменении сведений, ранее сообщенных иностранной организацией при постановке на учет;

— о просроченной дебиторской задолженности при возникновении задолженности по уплате налогов.

Коммуникации и подача деклараций

Как и планировалось ранее, вводится экстерриториальный принцип обслуживания физических лиц. В результате физлица смогут подать декларации, уведомления, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, и осуществить административные процедуры в любой налоговой вне зависимости от места жительства. Кроме этого, физлица получат право направлять документы в налоговую в простой электронной форме без ЭЦП.

Для юридических лиц указанный принцип ограничивается только возможностью обращения за разъяснением в любую налоговую, в остальном аналогичные правила применяться не будут. Более того, плательщики НДС и плательщики со среднесписочной численностью работников более 15 человек обязаны подавать декларации в электронной форме. В противном случае декларация будет считаться непредставленной. Примечательно, что при подаче декларации в электронной форме днем ее представления будет являться дата ее приема, зафиксированная с помощью программных средств налоговых органов.

Google Tax

Проектом дополнены ранее принятые правила по Google Tax — 20 % НДС для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги физлицам в Беларуси (далее — e-услуги).

Введено понятие иностранного посредника в расчетах: таковым признается иностранная организация, осуществляющая посредническую деятельность с участием в расчетах физлиц за е-услуги.

Иностранные организации, оказывающие е-услуги, исполняют обязанности с помощью личного кабинета, доступ к которому предоставляется ИМНС по г. Минску. Обмен документами осуществляется в электронной форме, однако налоговая вправе запросить оригиналы в случае необходимости.

Иностранные организации, оказывающие е-услуги, обязаны вести по каждому физическому лицу раздельный учет:

— данных, позволяющих исчислить суммы налогов, в частности, данных о поступивших платежах, возвратах и авансах;

— данных, используемых для определения места фактического нахождения физлица, включая: Ф.И.О., страну нахождения, сетевой (IP) адрес, международный код страны телефонного номера, почтовый индекс места жительства, BIC и др., которые представляются физическим лицом и позволяют определить страну его фактического нахождения.

Начисление пеней и блокировка счета

По предложению плательщиков МНС ограничило размер начисляемых пеней — после принятия Проекта они не смогут превышать сумму налога к уплате. Изменяется порядок уплаты пеней: после принятия Проекта пени будут уплачиваться и взыскиваться не после, а дополнительно к сумме неуплаченного налога одновременно с его уплатой или взысканием.

Проектом смягчается порядок приостановления операций по счетам, электронным кошелькам в банке. В частности, исключение вводится для добросовестных плательщиков, которые в течение 6 предшествующих месяцев:

— своевременно исполняли налоговые обязательства — в таком случае счет может быть заблокирован не ранее 10 рабочих дней, следующих за датой уплаты налога;

— не допускали задолженности по уплате налогов позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, — в таком случае счет может быть заблокирован не ранее 5 рабочих дней, следующих за датой уплаты налога.

Вместе с тем в дополнение к существующим Проект вводит новые основания приостановления операций:

— включение плательщика в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения право-нарушений в экономической сфере;

— при поступлении на счет суммы свыше 5 000 базовых величин неустановленного происхождения.

Обжалование

После принятия Проекта плательщики смогут обжаловать решение налоговой как в ИМНС по области или г. Минску, так и напрямую в Министерстве по налогам и сборам.

Жалоба на действие (бездействие) должна быть сначала направлена вышестоящему должностному лицу, а затем в случае несогласия — в ИМНС по области или г. Минску или напрямую в Министерство по налогам и сборам (по выбору плательщика).

Иные изменения

Помимо упомянутых выше Проектом также предусматриваются следующие изменения:

— вводятся принципы налогообложения, из которых особенно интересными являются презумпция добросовестности плательщика, запрет на изменение налогов в течение финансового года (принцип стабильности), а также невозможность введения индивидуальных льгот (принцип ра-венства);

— исчисление физлицу налога на недвижимость, земельного налога будет производиться не более чем за 3 предшествующих года;

— вернуть излишне уплаченные налоги и пени будет возможно не позднее 5 лет со дня уплаты (ранее — не позднее 3 лет).

7427 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме