Каковы тенденции?
Современный процесс деоффшоризации направлен именно на устранение компаний-«пустышек», создаваемых в оффшорных зонах исключительно для целей обхода закона и укрывательства капитала от уплаты налоговых платежей.
На межгосударственном уровне неоффшорные страны активно разрабатывают меры коллективного воздействия на позиции стран — «налоговых гаваней»: создаются «черные» и «серые» списки подобных государств. Уклонение оффшорных государств от изменения законодательства, сотрудничества по обмену информацией и введению налогов ведет к отказу банков ведущих юрисдикций от сотрудничества с компаниями из таких государств. Стоит учитывать, что белорусским законодательством вопрос деоффшоризации регулируется и намеренное структурирование за рубежом белорусского бизнеса без коммерческой цели, для обхода закона чревато негативными последствиями.
Кого коснутся новые ограничения Кипра?
Допустимыми законными целями открытия компаний в оффшорах являются легальное сокращение налоговой нагрузки, обеспечение конфиденциальности информации, оптимизация администрирования бизнеса, выход на новые товарные и мировые финансовые рынки, получение доступа к финансированию и защита права собственности. Если компания зарегистрирована на Кипре и соответствуют статусу substance, отчетность сдается, бенефициары известны, бизнес ведется прозрачно, то счет закрыть не должны.
Справочно.
Статус substance предполагает наличие реального офиса, соответствующего масштабу бизнеса; оплату коммунальных услуг; наличие штата сотрудников и директора; хранение документации компании в государстве регистрации; принятие управленческих решений по месту регистрации компании.
Банки будут закрывать счета «номинальных» компаний, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
• физическое отсутствие бизнеса в стране регистрации (помимо почтового ящика), при этом наличие номинальных представителей и присутствие третьих лиц (юристов, провайдеров, действующих в качестве агентов компании) не считаются присутствием, так как требуется эффективное присутствие и управление, в том числе наличие квалифицированного персонала;
• неведение экономической деятельности, которая приводит к созданию хотя бы минимальной экономической ценности;
• регистрация компании в юрисдикции, которая не обязывает на законодательном уровне подавать аудированную финансовую отчетность в соответствующие органы;
• наличие налогового резидентства компании в юрисдикции, которая признана налоговой гаванью, или его полное отсутствие.
Справочно.
Налоговая гавань — небольшие государства и территории, привлекающие иностранный капитал путем предоставления налоговых и иных льгот.
Банк при открытии оффшорного счета может затребовать копии паспортов, налоговые документы, данные о деятельности компании, биографии учредителей. При этом для открытия счета на Кипре иностранная компания должна вести бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее банку, иметь активы (инвестиции в виде акций или иных ценных бумаг), должна быть аффилирована с кипрской компанией, у которой есть счета в данном банке.
В чем заключается международный контроль?
Деоффшоризация выражается не только в принятии более строгих законов и ужесточении правил игры в популярных оффшорных зонах. На глобальном уровне можно выделить следующие тенденции международного налогового планирования:
1. Оценка ФАТФ законодательства стран на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег.
Результаты оценки ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) являются основой для установления рейтингов страны, в том числе финансовых. Это влияет на возможности государства в плане получения средств на международных финансовых рынках. Оценка проводится самостоятельно Группой или через ее региональные организации. Беларусь будет проходить данный процесс с октября 2018 г., по итогу будет составлен соответствующий отчет об оценке рисков. Координатором работы по подготовке страны к предстоящей оценке выступает Департамент финансового мониторинга КГК.
Рекомендации.
Удостоверьтесь, что компания не подлежит деоффшоризации, имеет офис по месту регистрации, подпадает под требования подачи отчетностей, не имеет налогового резидентства в стране с нулевыми налогами, ее деятельность обладает реальной экономической ценностью.
2. Ужесточение контроля и повышение уровня прозрачности со стороны ЕС.
19 апреля 2018 г. Европарламент принял Пятую директиву об отмывании средств (Fifth Anti-Money Laundering Directive), которой введены более строгие правила: устанавливается свободный доступ к информации о бенефициарных владельцах компаний; налаживаются связи между ре-естрами бенефициарных собственников на уровне стран — членов ЕС; увеличивается прозрачность трастов; повышаются требования к проверкам операций с контрагентами из высокорисковых третьих стран и т.п.
Директива ЕС должна быть имплементирована в национальное законодательство стран ЕС до конца 2020 г.
В настоящее время британские компании обязаны сдавать данные о бенефициарных владельцах в центральный публичный регистр компаний Великобритании Companies House (о лицах, владеющих более чем 25 % акций компаний; имеющих более 25 % голосующих прав в компании; имеющих право назначать либо смещать с должности большинство членов совета директоров компании; оказывающих значительное влияние на компанию и осуществляющих контроль над ее деятельностью, а также доверительных управляющих, подпадающих под критерии выше).
3. Усиление прозрачности и международный обмен финансовой информацией.
В настоящее время обмен информацией между странами происходит в рамках двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения или о взаимной помощи. А новым уровнем такого обмена является Common Reporting Standard — система, благодаря которой налоговые по всему миру автоматически будут получать информацию о доходах своих налоговых резидентов. В соответствии с данной системой раз в год страны — участницы CRS будут получать налоговую и финансовую информацию о своих налоговых резидентах (остаток по счету, сумма поступлений на счет за год и т.д. — все зависит от счета) и, исходя из этого, взимать налоги. В систему CRS входит более 100 стран, включая всех членов ЕС, оффшорные территории Великобритании (Гибралтар, Британские Виргинские Острова, Бермуды), Лихтенштейн и Люксембург, Российскую Федерацию.
Справочно.
Республика Беларусь имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с 68 странами и планирует присоединиться к CRS-системе, что гарантирует постоянный обмен информацией и невозможность скрыть иностранные доходы.
4. План BEPS.
План BEPS является глобальной международной инициативой, цель которой — положить конец налоговой минимизации, агрессивному налоговому планированию, для чего разработчиками предлагается принятие 15 мер. Хотя не все действия являются обязательными для присоедини-вшихся стран, установлены минимальные стандарты. Согласно Плану BEPS, чтобы не нарушить налоговое законодательство, сделки компаний должны соответствовать деловой цели, а в случае, если сделка направлена только на налоговую экономию, то налог должен рассчитываться исходя из действительного основания сделки.
Справочно.
Оценке со стороны налоговых органов будут подлежать только действительные основания сделки, имевшие место в реальности; будут анализироваться прямые намерения сторон.
Для соответствия деловым целям по BEPS необходимо:
— при наличии транзитной компании проверить ее на предмет substance и размещение в странах из «черного» списка;
— контролировать наличие деловой цели и платежи по всем сделкам компаний;
— контролировать цены на товары или услуги компании.
Рекомендации.
Проверьте компанию на размещение в странах из «черного» списка и контролируйте платежи по всем сделкам.
А как в Республике Беларусь?
Хотя наша страна еще не присоединилась к Плану BEPS и не является одним из членов ОЭСР, для которых некоторые меры Плана обязательны, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь активно сотрудничает с ОЭСР, в рамках ЕАЭС ведется постоянная работа по координации и гармонизации правил налогообложения в соответствии с Планом BEPS. Так, усовершенствованы правила трансфертного ценообразования и расширены положения законодательства, предусматривающие право налоговых органов истребовать у нерезидента — получателя дохода документы в целях установления того, является ли он подлинным владельцем дохода, получаемого из источников в Республике Беларусь, введена концепция бенефициарного владельца.
Налог (с доходов в виде дивидендов, процентов, роялти) будет взыскан по белорусским ставкам без учета льгот в соответствии с договором об избежании двойного налогообложения. В свою очередь при начислении такой иностранной компанией дивидендов (как части прибыли, полученной от дочерней белорусской компании) своему белорусскому бенефициару последний с таких доходов уплатит налог в Республике Беларусь. То есть один и тот же доход в случае выведения его в иностранную компанию облагается налогом дважды. В Российской Федерации, к примеру, воспринят другой подход в законодательстве, который позволяет уплачивать налог на доход единожды при применении концепции бенефициарного владельца.
Справочно.
В соответствии с концепцией бенефициарного владельца (реального собственника) в случае, если бенефициарным владельцем (beneficial owner) дохода иностранной компании является иное лицо, льготы договора об избежании двойного налогообложения не работают.
Очевидно, что эпоха оффшоров подходит к концу и пример Кипра — тревожный звонок для тех, кто укрывает капитал в оффшорах. Для тех же, кто ведет фактическую экономическую деятельность за рубежом, это повод проверить свой бизнес на предмет соблюдения всех законодательных требований.