Вы на портале

Нарушения инвестиционных договоров инвесторами

Одно из самых частых нарушений инвестиционных договоров инвесторами — несоблюдение сроков. Причины могут быть различными, не всегда напрямую зависящими от инвестора. Например, подрядчик может нарушить свои обязательства или госорган затянуть оформление земельного участка. Последствия же существенные — расторжение инвестиционного договора, возмещение сумм льгот и преференций, таможенных пошлин и др. Меры ответственности, применяемые к инвесторам, были расширены и закреплены в новой редакции Декрета № 10, вступившей в силу с 15.05.2016.

Обновлено
Горюнова Евгения
Горюнова Евгения

Юрист ООО «Юридическая фирма «КОБАЛТ»

4537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

* Декрет Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь». — Прим. ред.

Инвестиционные договоры в Беларуси стали массово заключаться после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10). Инвесторов привлекал целый набор льгот и преференций, и мало кто задумывался о последствиях неисполнения договора. Однако уже через некоторое время стало очевидно, что инвестиционный договор влечет за собой не только льготы, но и риск привлечения к ответственности.

Практическая ситуация

Предприятие намеревается организовать производство топливных брикетов и с этой целью планирует заключить инвестиционный договор, однако опасается привлечения к ответственности за неисполнение договора по не зависящим от него причинам. Какие меры ответственности применяются к инвестору в случае нарушения договора? Какие факторы чаще всего становятся причиной нарушения инвестиционного договора на практике?

Понятие инвестиционного договора

В п. 2 Положения о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 (далее — Положение № 1058), под инвестиционным договором с Республикой Беларусь понимается договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета № 10 и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора.

Справка

Инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, в порядке и на условиях, определяемых Декретом № 10 и иными актами законодательства (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 10).
Как определено в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», инвестиции осуществляются следующими способами:
— созданием коммерческой организации;
— приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества (за исключением некоторых случаев);
— приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
— приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
— на основе концессии;
— иными способами, не запрещенными законодательством Республики Беларусь.
Инвесторами могут выступать как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. К примеру, белорусским инвестором ООО «Табакинвест» был реализован инвестиционный проект по строительству торгово-развлекательного комплекса «Замок» на пр-те Победителей, 65 в г. Минске.

Одним из обязательных условий инвестиционного договора является ответственность сторон (инвестора (инвесторов), Республики Беларусь), организации, реализующей инвестиционный проект, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение его условий, в частности:

  • ответственность инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта, этапов его реализации (при их наличии);
  • возмещение инвестору (инвесторам) убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации).

Справка

Под организацией, реализующей инвестиционный проект, понимается организация, созданная инвестором (инвесторами), либо организация, в отношении которой инвестор (инвесторы) имеет возможность определять принимаемые ею решения по основаниям, установленным законодательством.

Пунктом 18 Положения № 1058 предусмотрено, что действие инвестиционного договора прекращается в случаях:

  • выполнения инвестором (инвесторами) своих обязательств по договору;
  • окончания срока действия договора;
  • ликвидации инвестора — юридического лица или индивидуального предпринимателя, смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим инвестора — физического лица;
  • соглашения сторон;
  • отказа Республики Беларусь от выполнения своих обязательств по инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств.

Причины нарушения договоров

Нарушение инвестиционных договоров инвесторами может повлечь и во многих случаях влечет отказ Республики Беларусь от договора. По нашим данным, порядка половины заключенных с 2009 г. инвестиционных договоров расторгнуты или выполняются со значительным отставанием от графика.

Можно выделить следующие основные причины нарушения инвестиционных договоров инвесторами:

  1. привлечение инвестором соинвесторов без четкого понимания условий сотрудничества;
  2. финансовая несостоятельность инвестора, который рассчитывает на исключительно посредническую роль в инвестиционном проекте;
  3. потеря инвестором интереса к проекту, ради которого заключался инвестиционный договор;
  4. изменение политической ситуации в стране инвестора;
  5. неправомерные действия подрядчиков инвестора.

На практике все эти причины чаще всего влекут нарушение сроков реализации инвестиционного проекта.

ПРИМЕР 1.

ИООО «Х» реализовывало на территории Минской области инвестиционный проект в сфере животноводства с отставаниями от установленных сроков. Основной причиной явилось нестабильное финансирование проекта по причине экономических санкций в отношении страны регистрации инвестора. В связи с этим инвестор ходатайствовал перед исполнительным комитетом о продлении сроков реализации проекта и заключении дополнительного соглашения.
Исполнительный комитет, в свою очередь, принял решение*, в соответствии с которым при заключении дополнительных соглашений к ранее подписанным инвестиционным договорам инвестор обязан уплатить в бюджет Минской области штраф за каждый день превышения сроков сверх договорных в случае их виновного нарушения инвестором более чем на один месяц. Размер штрафа исчисляется от суммы инвестиций по проекту и (или) соответствующему этапу как 1/2 однодневной ставки рефинансирования Национального банка на дату вступления дополнительного соглашения в силу.

* Решение Минского областного исполнительного комитета от 20.06.2014 № 509 «О некоторых вопросах реализации инвестиционных договоров в Минской области». Короткая ссылка — http://bit.ly/289c19u.

Соответственно, исполнительным комитетом ИООО «Х» были выставлены к уплате штрафные санкции с учетом просрочки.

ПРИМЕР 2.

ООО «К» осуществляло на территории Минской области инвестиционный проект в сфере деревообработки. В ходе проекта инвестору должны были выделить земельный участок на праве аренды. Однако государственные органы затянули работы по предварительному отводу земельного участка, и договор аренды был подписан на два года позже установленного инвестиционным договором срока. В результате исполнительный комитет направил инвестору письмо о прекращении инвестиционного договора в связи с окончанием срока его действия.
В силу положений указанного инвестиционного договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору инвестор обязан был возместить затраты, связанные с предоставлением ему льгот и преференций согласно законодательству и инвестиционному договору.
Исполнительный комитет взыскал с инвестора плату за право заключения договора аренды выделенного земельного участка. В результате обжалования данного решения сумма взыскания была снижена. В настоящее время ведутся переговоры по заключению дополнительного соглашения.
Как видим, нарушение срока исполнения инвестиционного договора инвестором было вызвано не виновными действиями инвестора, а просрочкой госоргана. Тем не менее инвестор, по сути, невиновно пострадал от такого нарушения.

Меры ответственности

Приведенное в примере 2 условие о возмещении инвестором льгот и преференций закреплено на законодательном уровне недавно — в новой редакции Декрета № 10, которая вступила в силу с 15.05.2016. Под суммами льгот и преференций понимаются суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет, включая плату за право заключения договора аренды земельного участка, а также арендную плату за земельный участок, которые инвестор или организация не платили в связи с заключением инвестиционного договора.

Также появилась норма о том, что прекращение инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором своих обязательств по этому договору является основанием для изъятия земельного участка, предоставленного без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (подп. 6.2 п. 6 Декрета № 10).

В случае прекращения инвестиционного договора по виновным основаниям и изъятия у инвестора земельного участка находящийся на нем незавершенный строительный объект продается с публичных торгов одновременно с продажей в частную собственность земельного участка. При этом инвестору возмещаются документально подтвержденные затраты на его строительство (за вычетом расходов на организацию торгов), однако не выше суммы продажи. В случае же, если не удалось продать объект даже за одну базовую величину, он переходит в собственность соответствующей административно-территориальной единицы. Компенсируются ли при этом инвестору затраты на строительство, в Декрете № 10 не указано. По нашему мнению, выплаты компенсации не будет.

Отметим, что инвестор в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, может быть освобожден от возмещения суммы льгот и преференций, от уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае виновного прекращения договора. В такой ситуации учитываются степень готовности объекта и объем вложенных инвестиций.

Рекомендации инвесторам

Чтобы избежать привлечения к ответственности за нарушения инвестиционных договоров, инвесторам следует:

  • объективно оценивать свои возможности;
  • выбирать надежных партнеров и подрядчиков;
  • придерживаться сроков, установленных в инвестиционном договоре;
  • на всех этапах реализации проекта тесно взаимодействовать с государственными органами и своевременно уведомлять их о возможных задержках и нарушениях, а также об их объективных причинах.

Как показывает наша практика, тесный диалог с исполнительными комитетами всегда важен при реализации инвестиционного проекта. И в случае возникающих затруднений каждая ситуация обсуждается отдельно. Отметим, что раньше к инвесторам относились более лояльно и всегда шли навстречу. Сейчас же подходы исполкомов ужесточились.

Как видим, на сегодняшний день инвестиционные договоры перестали быть привлекательным инструментом реализации инвесторами своих проектов в Беларуси, о чем свидетельствует имеющаяся у нас статистика и практика. Тем не менее при разумном подходе к заключению и реализации инвестиционного договора, на наш взгляд, все еще можно успешно и без нарушений реализовывать инвестиционные проекты.

4537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме