Ответственность за неуплату взносов в ФСЗН
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — взносы в ФСЗН) на сумму более 10 БВ предусмотрена административная ответственность по ст. 11.54 КоАП.
Справочно.
Наниматель обязан уплатить взносы в ФСЗН не позднее установленного дня выплаты зарплаты за истекший месяц. Если срок выплаты зарплаты установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, взносы уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим (п. 40 Положения).
Порядок уплаты взносов в ФСЗН определен Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение).
Так, к административной ответственности привлекаются:
— виновное должностное лицо (как правило, руководитель организации либо главный бухгалтер) — штраф от 2 до 20 БВ;
— ИП или юридическое лицо — штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы взносов в ФСЗН.
Стоит отметить, что привлечение юридического лица к административной ответственности не исключает одновременное привлечение к ответственности виновного должностного лица, и наоборот. При этом виновное должностное лицо несет административную ответственность в случае неуплаты или неполной уплаты взносов в ФСЗН на сумму свыше 10 БВ, тогда как юридическое лицо — на сумму свыше 40 БВ (п. 3 ст. 4.8 КоАП, нововведение с 2018 г.). Соответственно, виновное должностное лицо имеет больший риск привлечения к административной ответственности.
Случаи, когда ответственность не наступает
В силу примечания к ст. 11.54 КоАП не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата в установленный срок взносов в ФСЗН, если они уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.
В соответствии с п. 40 Положения в случае, когда срок выплаты зарплаты установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, взносы должны быть уплачены не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим (п. 40 Положения). Неуплата взносов до 20-го числа признается нарушением, однако не является основанием для привлечения к административной ответственности. Главное условие привлечения к административной ответственности — факт уплаты взносов позднее дня выплаты заработной платы независимо от того, какого числа месяца установлен день выплаты.
Не признается административным правонарушением ситуация, когда по документам срок выплаты заработной платы за истекший месяц — 15-е число, фактически заработная плата выплачена 16-го числа (несвое-временно), а взносы в ФСЗН перечислены также 16-го числа.
Не будет состава административного правонарушения и в том случае, если в приведенной выше ситуации заработная плата будет выплачена 16-го числа частично, а взносы будут перечислены в ФСЗН в сумме, которая пропорциональна сумме выплаченной заработной платы.
Типичные и частные нарушения при уплате взносов
Типичным нарушением при уплате взносов в ФСЗН, влекущим административную ответственность, является их уплата позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц, а также их уплата позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, когда день выплаты заработной платы установлен после 20-го числа месяца, следующего за истекшим.
Частным нарушением, которое допускают работники бухгалтерии при уплате взносов, является их уплата на следующий рабочий день, когда срок уплаты взносов приходится на выходной день. При совпадении сроков уплаты взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням (п. 11 Положения).
Основания смягчения ответственности
Как только органами ФСЗН фиксируется факт неуплаты или несовременной уплаты взносов, работники ФСЗН немедленно начинают административный процесс в отношении плательщика. Однако на практике к моменту составления протокола об административном правонарушении и тем более рассмотрения дела об административном правонарушении плательщик все же уплачивает взносы в ФСЗН. В этом случае грамотные действия представителя плательщика могут помочь ему снизить размер штрафа в 2 раза либо избежать административной ответственности по ст. 11.54 КоАП.
Справочно.
Дело об административном правонарушении вправе рассматривать только суд. Протоколы по делу об административном правонарушении вправе составлять органы ФСЗН.
Уплата взносов до составления протокола и/или постановления об административном правонарушении является обстоятельством, смягчающим административную ответственность по п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание).
При этом согласно ст. 7.9 КоАП при наличии смягчающего обстоятельства, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (уплата взносов в ФСЗН), и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза.
Если обстоятельства, отягчающие административную ответственность по пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП, будут отсутствовать, то, руководствуясь ст. 7.9 КоАП, при наличии уплаты взносов в ФСЗН до составления протокола об административном правонарушении суд обязан уменьшить административное взыскание в виде штрафа в отношении юридических лиц и их должностных лиц в 2 раза.
Судебная практика по смягчению ответственности
К сожалению, на практике суды не всегда учитывают уплату взносов как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, и не уменьшают размер штрафа в 2 раза, обосновывая это тем, что уплата произошла не добровольно, а путем принудительного списания со счетов юридического лица.
Действия суда в данном случае противоречат п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, где указано, что обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание. Соответственно, правового значения добровольность либо принудительность уплаты взносов не имеет (важен сам факт уплаты).
Встречаются случаи, когда суды отказывают в уменьшении штрафа по причине наличия такого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, как повторность. При этом повторность привлечения к административной ответственности не имеет правового значения для уменьшения штрафа, поскольку такое обстоятельство не перечислено в ст. 7.9 КоАП.
Основания освобождения от ответственности
Юридическое лицо и виновное должностное лицо могут быть освобождены от административной ответственности при наличии смягчающего ответственность обстоятельства, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (уплата взносов в ФСЗН) (ст. 8.3 КоАП). Соответственно, руководствуясь ст. 8.3 КоАП, при наличии уплаты взносов в ФСЗН суд вправе, исследовав все обстоятельства дела, освободить юридическое лицо и его должностных лиц от административной ответственности.
Справочно.
Для освобождения от административной ответственности необходимо ссылаться на следующие обстоятельства:
— незначительность суммы неуплаченных взносов;
— небольшой период просрочки;
— факт уплаты взносов до составления протокола об административном правонарушении;
— добровольность уплаты;
— отсутствие отягчающих обстоятельств и т.д.
Лицо может быть освобождено от административной ответственности также по ст. 8.2 КоАП в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Для освобождения от административной ответственности должностных лиц значительную роль играют чистосердечное раскаяние, наличие на иждивении малолетнего ребенка (до 14 лет) и совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Эти обстоятельства в силу ст. 7.2 КоАП смягчают административную ответственность, а в совокупности с иными материалами дела могут позволить суду освободить должностное лицо от ответственности.
Судебная практика по освобождению от ответственности
Как показывает практика, освобождение от административной ответственности по ст. 8.3 КоАП (смягчающие обстоятельства) встречается редко, поскольку является правом суда, а не обязанностью.
Так, суд не счел необходимым освободить государственное предприятие от административной ответственности по ст. 11.54 КоАП, даже когда просрочка в уплате взносов составляла до 5 дней и взносы были погашены до составления протокола об административном правонарушении (протокол составлен спустя несколько месяцев после уплаты взносов).
Справочно.
Применение ст. 8.2 КоАП было актуально до внесения изменений в ст. 11.54 КоАП, которые закрепили условие, что к ответственности привлекаются лица только в случае неуплаты взносов на сумму свыше 10 БВ. Ранее органы ФСЗН могли привлекать к ответственности за неуплату незначительных сумм взносов (например, 7 бел. руб.), а суды в таких случаях применяли ст. 8.2 КоАП (малозначительность) и освобождали от ответственности правонарушителей.
Что касается ст. 8.2 КоАП (малозначительность), то теоретически ее применение сегодня возможно, но маловероятно. Особенно учитывая, что для привлечения юридических лиц к ответственности необходимо, чтобы сумма неуплаченных взносов в ФСЗН превышала 40 БВ.
Выводы.
Таким образом, в законодательстве предусмотрен механизм как уменьшения ответственности за неуплату взносов в ФСЗН, так и освобождения от нее по решению суда. Субъекты хозяйствования должны знать свои права и активно пользоваться ими при рассмотрении дел об административном правонарушении.