Неверное указание веса груза в CMR-накладной: варианты развития событий

Ситуация: Между ООО «А» (перевозчик) и ООО «Б» (собственник груза) был заключен договор международной автомобильной перевозки груза. Груз был принят к перевозке и размещался в транспортном средстве с грузами, принадлежащими другим заказчикам. При прохождении таможенного контроля груз ООО «Б» был взвешен, и выяснилось, что фактический вес груза превышает указанный в CMR-накладной (далее — CMR).

Транспортное средство было задержано на таможне. Другие заказчики автомобильной перевозки, чьи грузы находились в этом транспортном средстве, получили грузы позднее сроков, указанных в договорах.

Рассмотрим правовую квалификацию и возможные последствия сложившейся ситуации.

Обновлено
Туровец Маргарита

Юрисконсульт ООО «Комплекс Финанс»

Белая Анастасия

главный инспектор отдела таможенных расследований Оперативной таможни

6818 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Заполнение CMR-накладной

Вес груза — обязательное сведение, которое должно быть отражено в CMR.

Если груз измеряется в килограммах, то его вес брутто проставляется в графе 11 CMR «Вес брутто, кг». Если же груз измеряется в кубических метрах, то его объем указывается в графе 12 CMR «Объем, куб. м».

Графа 11 СМR заполняется отправителем груза. Это означает, что у перевозчика не может быть умысла занижать вес груза.

Все вопросы, связанные с оформлением CMR, регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ).

Взвешивание груза: кто его проводит?

При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ).

Грузоотправитель имеет право потребовать проверку перевозчиком веса брутто груза или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также потребовать проверку содержимого грузовых мест. Перевозчик вправе потребовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Таким образом, у перевозчика нет обязанности взвешивать груз.

Декларирование товаров

Декларант (лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары) обязан:

— произвести таможенное декларирование товаров;

— представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

— предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа (подп. 1–3 п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее — ТК ЕАЭС).

Справочно.
Кроме обязательных сведений стороны вправе вносить в CMR любые иные сведения, которые они посчитают существенными.

Ответственность собственника груза за превышение веса декларируемых товаров

Если ООО «Б», являясь декларантом, заявило таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Справочно.
Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП.

В ходе таможенного досмотра сотрудники таможенного органа обнаружили, что количество товаров больше, чем заявлено в таможенной декларации. ООО «Б» и должностное лицо ООО «Б», представившее таможенную декларацию таможенному органу, будут нести ответственность за недекларирование товара в части превышения количества товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Ответственность перевозчика за превышение веса декларируемых товаров

Ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товары были помещены перевозчиком ООО «А» в лице водителя ООО «А» под процедуру таможенного транзита. Если при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита декларантом товаров выступает перевозчик (таможенный перевозчик) и указанная процедура еще не была завершена во время проведения таможенного досмотра, то в соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС нести ответственность за недекларирование товара по ч. 1 ст. 14.5 КоАП будут перевозчик ООО «А» и водитель ООО «А».

Справочно.
Санкция ч. 1 ст. 14.5 КоАП — штраф в размере от 5 до 50 базовых величин на должностное лицо, а на ИП или юридическое лицо — до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.

А что с другими заказчиками автомобильной перевозки?

Заказчики, чей груз находился в транспортном средстве, которое было задержано на таможне, могут потребовать выплаты неустойки за просрочку доставки груза. Также они могут заявить требования о возмещении убытков по правилам ст. 14 ГК.

Убытками в рассматриваемой ситуации могут являться:

— стоимость непроизведенной продукции (в случае, если несвоевременно был поставлен компонент для производства);

— стоимость груза (если осуществлялась перевозка скоропортящегося груза).

Резюме.
Во избежание подобных ситуаций предлагаем в договоре международной перевозки груза предусмотреть следующие условия:
«Перевозчик перед приемкой груза к перевозке вправе произвести взвешивание принимаемого груза. Заказчик компенсирует перевозчику стоимость услуг по взвешиванию груза».
«Заказчик грузоперевозки компенсирует перевозчику расходы, связанные с привлечением перевозчика к административной ответственности за недекларирование товаров, лишнее количество которых было передано перевозчику по вине заказчика».

6818 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме