Договора на перевозку груза нет, срок исковой давности пропущен: как быть?

Ситуация: В августе 2017 г. между перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки — резидентами Республики Беларусь была подписана заявка на международную перевозку груза. В последующем перевозчик направил заказчику подписанный со своей стороны договор автомобильной перевозки грузов, который последним был проигнорирован.

В заявке стороны не согласовали условия о сроках оплаты.

В августе 2018 г. перевозчик направил заказчику претензию с требованием об оплате стоимости перевозки и в последующем обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке.

Обновлено
Туровец Маргарита
Туровец Маргарита

Юрисконсульт ООО «Комплекс Финанс»

3369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Заключен ли договор перевозки груза?

В силу п. 1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К существенным условиям договора международной перевозки груза необходимо относить в том числе условия, указанные в ст. 37 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон):

— наименование грузоотправителя;

— место принятия груза;

— пункт назначения груза;

— наименование груза;

— наименование лица, уполномоченного на получение груза;

— размер платы за перевозку;

— дату погрузки и вес груза*.

* В соответствии с п. 4 Обзора судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов», одобренного постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.11.2004 № 35.

Статья 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) устанавливает, что договор перевозки подтверждается составлением накладной (CMR). Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются положения КДПГ.

Поскольку в рассматриваемой ситуации выполнялась международная перевозка, то при наличии CMR-накладной договор считается заключенным независимо от подписания заявки или самого договора как документа.

Срок оплаты: как определить?

Стороны не согласовали в заявке срок оплаты оказанных услуг по международной перевозке груза, поэтому к данным правоотношениям применимы положения п. 2 ст. 295 ГК. Согласно этому пункту обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в 7-дневный срок со дня поступления письменного требования кредитора о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства.

Рекомендация.
Понятие «разумный срок» является оценочным и в законодательстве не конкретизируется. В связи с этим конкретный срок и порядок оплаты рекомендуется всегда указывать в договоре перевозки (заявке).

Срок исковой давности: общий или специальный?

Общий срок исковой давности устанавливается в 3 года.

Однако из этого правила есть исключение: срок исковой давности по требованиям, вытекающим из обязательств по автомобильной перевозке грузов, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с законодательством (ст. 58 Закона).

В силу п. 1 ст. 32 КДПГ период подачи исков, связанных с перевозкой, выполненной в соответствии с КДПГ, составляет также 1 год. В случае противоправного деяния или такой халатности, которая согласно законодательству, применяемому судом, рассматривающим дело, приравнивается к противоправному деянию, срок исковой давности устанавливается равным 3 годам.

Отметим, что срок исковой давности исчисляется:

a) в случае частичной утраты, повреждения груза или задержки доставки — со дня доставки груза;

б) в случае утраты всего груза — с 30-го дня после окончания согласованного срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня после принятия груза перевозчиком;

в) во всех прочих случаях — по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

В рассматриваемой ситуации срок исковой давности составляет 1 год со дня заключения договора перевозки, то есть подписания CMR-накладной.

Отметим, что течение срока исковой давности приостанавливается, если предъявлена претензия (ст. 203 ГК).

Течение срока исковой давности приостанавливается только при условии, если обстоятельства, приостанавливающие течение срока давности, возникли или продолжали существовать в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее — в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается (пп. 2 и 3 ст. 203 ГК).

Справочно.
Претензия, оставленная без ответа, является основанием для взыскания задолженности в порядке приказного производства (п. 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства».

Таким образом, для перевозчика важно своевременно предъявить претензию, что влечет приостановление течения срока исковой давности.

Обращение в суд: что важно знать?

В рассматриваемой ситуации имеет место истечение срока исковой давности. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Таким образом, в описываемой ситуации заказчик автомобильной перевозки после получения искового заявления может подать в суд заявление о применении срока исковой давности (как в письменной, так и в устной форме в ходе судебного разбирательства), после рассмотрения которого суд откажет перевозчику в иске.

При взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке грузов перевозчики должны учитывать сокращенный срок исковой давности, установленный для споров, вытекающих из автомобильных перевозок. Данный срок нельзя изменить соглашением сторон.

В случае, когда истек срок исковой давности, целесообразнее пытаться взыскать дебиторскую задолженность по договору перевозки путем подачи заявления о возбуждении приказного производства (при наличии оснований).

За подачу заявления о взыскании задолженности в порядке приказного производства установлен меньший размер госпошлины, чем в исковом производстве. Кроме этого, в случае вынесения определения об отказе в выдаче судебного приказа госпошлина подлежит возврату.

Рекомендации:
1. Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением накладной (CMR) или иного транспортного документа. Если какое-либо из существенных условий автоперевозки зафиксировано не в договоре, а в накладной (CMR), то такой договор считается заключенным.
2. За просрочку оплаты перевозки уплачивается пеня, однако ее размер должен быть определен в договоре. Поэтому рекомендуем проверить, чтобы за такое нарушение в договоре (заявке, транспортном документе) был прописан конкретный размер пени. В противном случае взыскать ее не получится.
3. Признание должником основного долга не свидетельствует о признании требований кредитора по уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещению убытков и др., а следовательно, не может расцениваться как основание перерыва течения срока исковой давности по пене, штрафу и т.п. В связи с этим целесообразно исчислять сроки исковой давности для основного и дополнительного обязательств раздельно.

3369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Контрактная форма найма очень популярна в трудовых правоотношениях, если не сказать больше – чаще всего работники именно «сидят на контракте». Контракт является срочной...
Прекращение трудовых отношений