Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»
Дата вступления в силу: 03.09.2017
Для кого важно: Для ликвидирующихся организаций
Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) содержит следующие ключевые нормы:
- устанавливающие требования к аудиторским организациям и аудиторам, которые вправе осуществлять услуги по независимой оценке деятельности ликвидируемых субъектов хозяйствования;
- определяющие порядок оказания названных услуг, а также особенности действий проверяющих органов в отношении таких субъектов.
Для чего было принято постановление?
Цель принятия данного нормативного акта — приведение актов законодательства в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2) и принятие иных мер по его реализации, создание дополнительной возможности для государственных органов контролировать правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты ликвидируемым субъектом обязательных платежей в бюджет без проведения проверок и завершение процесса ликвидации (прекращения деятельности) самих субъектов в более короткие сроки.
Общий порядок ликвидации компании, а также порядок защиты кредитора - читайте в статье.
Когда субъект хозяйствования может инициировать проведение независимой оценки?
Декретом № 2 были внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». В частности, субъекты хозяйствования, которые приняли решение о ликвидации до 3 марта 2017 г., получили право инициировать аудиторскую проверку своей деятельности при условии, что налоговые и таможенные органы, а также Белорусское республиканское унитарное предприятие «Белгосстрах» не представили к этому времени в регистрирующий орган сведения о наличии (отсутствии) у субъекта задолженности по платежам в бюджет. В этом случае субъект должен был уведомить указанные органы о договоре оказания аудиторских услуг не позднее рабочего дня, следующего за днем его заключения. Аудиторское заключение и отчет о деятельности такого субъекта должны были быть представлены в проверяющие органы в срок не позднее 20 рабочих дней со дня заключения договора оказания аудиторских услуг. Отметим, что указанное правило применялось исключительно к юридическим лицам.
Образец протокола общего собрания участников о ликвидации.
Образец заявления юридического лица о ликвидации.
В случае принятия решения о ликвидации до 03.03.2017 проведение независимой аудиторской проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя возможно лишь при отсутствии сведений об их задолженности по платежам в бюджет в регистрирующем органе.
На субъектов хозяйствования, которые примут решение о ликвидации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) с 3 сентября 2017 г., будет распространяться постановление № 500.
Проведение независимой аудиторской оценки возможно только при ликвидации субъекта по решению собственника имущества либо уполномоченного органа юридического лица.
Кто вправе оказывать аудиторские услуги по независимой оценке?
Оказывать услуги по независимой оценке деятельности ликвидируемых субъектов хозяйствования смогут только аудиторские организации и аудиторы, соответствующие следующим требованиям:
- в штате организации имеются аудиторы со стажем работы не менее 3 лет, а аудитор — индивидуальный предприниматель имеет стаж аудиторской деятельности не менее 3 лет;
- Аудиторская организация (аудитор) должна иметь заключенный договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
- Информация об аудиторской организации (аудиторе) должна быть размещена в сети Интернет на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь.
Аудиторские организации сами предоставляют информацию для их включения в перечень на сайте Министерства финансов.
Аудиторские организации сами предоставляют информацию для их включения в перечень на сайте Министерства финансов. По состоянию на 14.07.2017 в списке аудиторов, имеющих право проводить аудиторскую проверку при ликвидации, никого нет.
Что нужно сделать, чтобы инициировать аудиторскую проверку своей деятельности?
При инициировании аудиторской проверки своей деятельности ликвидируемому субъекту необходимо придерживаться такой последовательности действий:
- Заключить договор оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем (последние должны соответствовать указанным выше требованиям). Договор должен быть заключен до предоставления в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности ИП).
- Представить в установленном порядке в регистрирующий орган заявление о ликвидации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).
- В течение 20 рабочих дней со дня представления заявления о ликвидации направить аудиторское заключение по форме, установленной Министерством финансов Республики Беларусь, и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке:
- в налоговый орган (по месту постановки на учет);
- в таможенный орган (который территориально соотносится с местом нахождения юридического лица / проживания индивидуального предпринимателя);
- в «Белгосстрах» (по месту регистрации).
Какие вопросы будут проверены в ходе независимой оценки деятельности?
К числу вопросов, которые будут проверяться аудитором при осуществлении независимой оценки деятельности ликвидируемых субъектов, согласно подп. 2.8 п. 2 Декрета № 2 относятся:
- правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы;
- наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;
- исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление фактов привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Справочно.
Метод проверки вопросов при оказании услуг по независимой оценке аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) определяет самостоятельно.
Какой документ получит организация по результатам независимой оценки?
По результатам оказания услуг по независимой оценке аудиторская организация (аудитор) будет составлять аудиторское заключение и отчет, которые должны включать:
- информацию о проверенном периоде;
- информацию о наличии (отсутствии) у ликвидируемого субъекта задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет;
- информацию о сделках ликвидируемого субъекта с лицами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
- сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
- описание фактов нарушения законодательства ликвидируемым субъектом;
- должности, фамилии, инициалы руководителей, главных бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;
- иные сведения по каждому вопросу, подлежащему независимой оценке.
Справочно.
Форма аудиторского отчета и заключения установлена Министерством финансов.
Могут ли контролирующие органы проверить выводы проведенной независимой оценки?
Несмотря на наличие аудиторского заключения и отчета, контролирующие органы проводят проверку представленных в них выводов, если:
- у них имеется информация, не соответствующая данным, содержащимся в аудиторском заключении и (или) отчете, которая может оказать влияние на исполнение проверяемым лицом обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения и в течение 30 рабочих дней со дня представления заявления о ликвидации данные нарушения не устранены;
- в аудиторском заключении и (или) отчете содержится информация о совершении проверяемым лицом сделок с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
- будет установлено, что аудиторская организация (аудитор) не соответствует указанным выше требованиям;
- это установлено таможенным законодательством Евразийского экономического союза.