Вы на портале

НК-2022: основные изменения по НДС, налогу на прибыль и УСН

Новый год — обновленный Налоговый кодекс. В этот раз обновления заняли около 200 страниц текста. Изменения вносятся почти в каждый республиканский налог — от НДС до госпошлины. Существенные трансформации ожидают УСН, а также появится новый вид профессионального налога. 

Остановимся на наиболее важных новшествах, касающихся НДС, УСН и налога на прибыль. 

В следующих номерах более предметно рассмотрим отдельные изменения.

Стрельчик Александр
Стрельчик Александр

Юрист

7699 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Налог на добавленную стоимость

Место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже

Планируется, что с 1 июля 2022 г. иностранные организации и ИП будут исчислять и уплачивать НДС не только при реализации услуг в электронной форме физлицам, но и при электронной дистанционной продаже товаров организациям. 

Предполагается установить порядок определения места реализации при электронной дистанционной продаже товаров организациям. Республика Беларусь признается местом реализации, если в момент завершения транспортировки товаров (независимо от вида транспорта) при электронной дистанционной продаже товаров покупателю Республики Беларусь товары находятся в Беларуси.

Место реализации для целей НДС

Помимо новшества, касающегося места реализации при дистанционной продаже товаров, в части, так сказать, «просто» места реализации предлагается следующее:

— для определения места выполнения работ (оказания услуг) для цели исчисления НДС работы, услуги будут рассматриваться как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если последнее необходимо для их выполнения (оказания) и когда они предоставляются в отношении недвижимого имущества, имея целью его физическое изменение или изменение вещных прав на него; 

— в перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения исполнителя, включаются услуги, оказываемые (приобретаемые) в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов ТНПА Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами; 

— будет дополнен перечень услуг, на которые распространяется порядок определения места реализации услуг, работ, непосредственно связанных с недвижимым имуществом. К ним также добавят услуги по управлению недвижимым имуществом (за исключением управления инвестиционной недвижимостью), посреднические услуги при продаже или при сдаче в аренду (пользование) недвижимого имущества, юридические услуги, связанные с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией, установлением или передачей имущественных прав на него и т.д. 

Оказание услуг в электронной форме

Ожидается, что со следующего года состав плательщиков НДС будет пополнен иностранными индивидуальными предпринимателями. При этом иностранные ИП фактически приравниваются к иностранным организациям при реализации покупателям в Республике Беларусь услуг в электронной форме. Соответственно, ИП будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет.

В случае приобретения услуг в электронной форме у иностранной организации (ИП) организация-покупатель должна будет уплатить НДС, если она не является в соответствии с главой 14 НК плательщиком НДС по оборотам по реализации объектов и при этом на дату оказания услуг выполняется хотя бы одно из следующих условий:

— место государственной регистрации организации — Республика Бе­ларусь;

— местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией для оплаты услуг в электронной форме, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, является территория Республики Беларусь;

— сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией при приобретении таких услуг, зарегистрирован в Республике Беларусь;

— международный код страны телефонного номера, используемого организацией для приобретения или оплаты таких услуг, присвоен Республике Беларусь.

Возврат НДС

Пять рабочих дней — таким сроком ограничен период возврата превышения НДС в случае направления плательщику уведомления по результатам последующего этапа камеральной проверки. Напомним, речь идет о ст. 137 НК

Планируется, что возврат должен будет осуществляться со дня:

— получения от плательщика документов, информации (пояснений), в том числе о внесении соответствующих исправлений в документы, либо декларации по НДС с внесенными изменениями (дополнениями), которые приняты налоговым органом в обоснование установленных в ходе последующего этапа камеральной проверки обстоятельств;

— составления акта камеральной проверки в соответствии с ч. 4 п. 8 ст. 73 НК в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату.

Прочие изменения одной строкой

1. Из числа оборотов, не признаваемых объектами налогообложения НДС, планируется исключить выдачу контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров.

Справочно.
Изготовление унифицированных контрольных знаков осуществляет Минфин в подчиненных ему государственных организациях, деятельностью которых управляет Департамент государственных знаков Минфина.

2. Планируется, что «ввозной» НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС не взимается налоговыми органами при помещении таких товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) или свободного склада; таможенную процедуру реимпорта при завершении действия таможенной процедуры СТЗ.

3. Предлагается закрепить основание для применения ставки 10 % в отношении лекарственных препаратов, прошедших все стадии технологического процесса. Основанием будет являться заключение Минздрава на ввоз таких препаратов на территорию Республики Беларусь, подтверждающее их предназначение для выполнения стадий технологического процесса «фасовка»/«упаковка».

Налог на прибыль 

Передача курсовых разниц филиалам

Зачастую компании для функционирования привлекают заемные средства — кредиты или займы как таковые. Эти средства могут использовать в том числе филиалы. При привлечении валютных кредитов и займов курсовые разницы, образующиеся при пересчете задолженности по ним, отражаются на балансе головной организации.

С 1 января 2022 г. предусматривается возможность курсовые разницы, возникающие в бухучете организации при пересчете выраженной в иностранной валюте (в белорусских рублях в эквиваленте) обязательств по кредитам и займам, по решению руководителя организации распределять между организацией и филиалами пропорционально критерию, определенному учетной политикой организации (ч. 2 подп. 2.4 п. 2 ст. 170 НК-2022).

Расходы на рекламу

Предлагается установить закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации. К ним отнесены расходы:

— на рекламные мероприятия через СМИ (объявление в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

— на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов и т.д. (подп. 2.10 п. 2 ст. 171 НК-2022).

Инвестиционный вычет

Предлагается увеличить предельные значения применения инвестиционного вычета:

— с 15 % до 20 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам;

— с 30 % до 40 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по машинам, оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси).

Справочно.
При применении инвестиционного вычета по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, машинам и т.д. учитывается также стоимость вложений в их реконструкцию.

Кроме того, предлагается предоставить возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов. Данная мера позволит установить равные условия применения инвестиционного вычета вне зависимости от способа строительства.

Прочие изменения одной строкой

1. Затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (без учета нормирования), израсходованных на основные производственные и вспомогательные нужды, предлагается включить в затраты по производству и реализации в полном размере. 

Исключение: затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, механизмов и оборудования и т.д., а также на оплату зарядки электромобилей, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных испытательной лабораторией.

2. Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, планируется включить в состав прочих нормируемых затрат (за некоторым исключением).

3. Предлагается предоставить местным Советам депутатов право увеличивать (не более чем на 2 %) ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог в соответствующие местные бюджеты.

Упрощенная система налогообложения

УСН с 2022 года

Предлагается, что с 2022 г. не вправе будут применять УСН:

— при сдаче в аренду (передаче в лизинг), предоставлении в иное возмездное пользование не собственного имущества с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного договора;

— организации, реорганизованные путем присоединения другой организации, если присоединенная организация применяет УСН и превышает установленное предельное значение критерия валовой выручки;

— ИП, оказывающие услуги, за исключением туристической деятельности, деятельности в сфере здравоохранения, сухопутного транспорта, по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов, оказывающих услуги по общественному питанию.

Справочно.
С 1 января 2022 г. отчетным периодом по налогу при УСН признается только календарный квартал.

С нового года планируется изменить условия для перехода на УСН: для этого потребуется штат в 50 человек и валовая выручка 1 612 500 рублей (сейчас, соответственно, штат в 100 человек и 1 623 479 рублей выручки соответственно).

Предлагается также исключить возможность применения УСН с уплатой НДС, за исключением случаев, когда обязанность по исчислению и уплате НДС сохраняется:

— при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

— при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Беларуси иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;

— по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);

— суммы НДС, излишне предъявленные в ЭСЧФ.

Соответственно, в связи с предложением исключить применение УСН с НДС планируется исключить и ставку УСН в 3 %. Таким образом, с нового года останется только две ставки УСН — 6 % и 16 %. 

УСН с 2023 года

С 2023 г. предполагается расширение перечня организаций, которые не имеют права на УСН. К ним добавлены организации:

— имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;

— получившие от других лиц наличные (безналичные) денежные средства, которые не подлежат включению в валовую выручку согласно правилам УСН, в том числе если такие денежные средства получены:

• на основании договоров комиссии, поручения и т.п., транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным во исполнение таких до-говоров;

• как возмещение (оплата) расходов (в том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов);

• в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.

С 1 января 2023 г. согласно НК-2022 у ИП не будет права на применение УСН, а также предусмотрена отмена единого налога. Следовательно, если предлагаемые изменения будут приняты, с 2023 г. для ИП останется только общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога.

Также с 2023 г. предполагаются изменения в порядке ведения учета. Плательщики УСН обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме.

Кроме того, с 2023 г. предполагается оставить только одну ставку налога при УСН — 6 %.

7699 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме