Терминология
Для начала напомним некоторые термины, приведенные в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
Розничная торговля — вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Торговый объект — строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Магазин — стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.
Справочно.
По состоянию на конец 2019 г. в Беларуси насчитывалось 67 555 торговых объектов, из них магазины — 59 406 единиц (продовольственные — 16 872, непродовольственные — 42 534).
Источник: отчет Национального статистического комитета «Розничные торговые объекты по типам» (короткая ссылка — bit.ly/3eDZHH4).
Зачем нужна классификация?
Во-первых, классификацию необходимо учитывать при формировании субъектами торговли ассортиментных перечней товаров (постановление МАРТ от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров»).
Ассортиментный перечень товаров — перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи (п. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Ассортиментный перечень должен разрабатываться и утверждаться субъектом торговли для розничного торгового объекта, за некоторым исключением (например, для передвижных средств разносной торговли).
Во-вторых, важно знать актуальную классификацию объектов при регистрации в Торговом реестре. В заявлении о включении сведений в реестр о розничном торговом объекте необходимо указать вид объекта по формату, месту расположения, ассортименту товаров, по способу организации торговли (приложение 2 к постановлению МАРТ от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2018 № 351», далее — постановление № 46).
В-третьих, даже после внесения сведений в Торговый реестр необходимо учитывать уточнение классификации для изменения ранее внесенных в него сведений. При изменении сведений о виде и типе торгового объекта нужно представить заявление в соответствующий местный исполком для внесения изменений в сведения, ранее внесенные в реестр (ч. 1 п. 15 Положения о Торговом реестре, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227, приложение 3 к постановлению № 46).
Что исключили в классификации торговых объектов по видам?
Исключена классификация видов розничных торговых объектов:
— по форме собственности (государственная, частная);
— по подчиненности (государственным органам, общественным объединениям, без ведомственной подчиненности);
— по типу постройки (встроенные, встроенно-пристроенные, отдельно стоящие, пристроенные);
— по уровню цен (дискаунтеры, дисконтные магазины);
— по месту нахождения (городские, районные, сельские, шаговой доступности).
Таким образом, классификация торговых объектов по видам упрощена.
Классификация магазинов по видам
Изменена классификация магазинов по видам в зависимости от ассортимента. Теперь как продовольственные, так и непродовольственные магазины подразделяются на специализированные и неспециализированные, которые могут быть с универсальным, комбинированным и со смешанным ассортиментом товаров.
В определении магазина со смешанным ассортиментом товаров исключено уточнение, что под размещение продовольственных товаров используется не менее 60 % торговой площади.
В то же время дано определение продовольственному и непродовольственному магазинам: продовольственный — магазин, в котором под размещение продовольственных товаров используется 50 и более процентов торговой площади; непродовольственный — магазин, в котором реализуются непродовольственные товары, либо магазин, в котором под размещение продовольственных товаров используется менее 50 % торговой площади.
Таким образом, при определении вида продовольственного или непродовольственного магазина по ассортименту размер площади в процентном соотношении не будет учитываться.
Справочно.
По состоянию на конец 2019 г. в Беларуси насчитывалось 2625 интернет-магазинов (без учета ИП).
Источник: отчет Национального статистического комитета «Розничные торговые объекты по типам» (короткая ссылка — bit.ly/3eDZHH4).
Классификация магазинов по типам
Из новой Инструкции исключено регулирование магазина кулинарии и дисконтного магазина.
Рассмотрим изменения классификации магазинов и торговых объектов:
Другие изменения
Обратим внимание на другие нововведения:
1. Реализация табачных изделий путем самообслуживания, традиционного обслуживания, продажи товаров по предварительным заказам с торговой площадью 10 кв. м и более отнесена к специализированным магазинам.
2. Бутики могут быть продовольственными и непродовольственными магазинами.
3. Минимальный размер торговой площади магазинов с комбинированным ассортиментом товаров (типа детское питание, диетическое питание, спортивное питание, хлебокондитерский, продукты) и иных продовольственных неспециализированных магазинов с комбинированным ассортиментом товаров уменьшен с 50 до 10 кв. м.
4. Изменен подход к продаже товаров по предварительным заказам. Ранее было просто закреплено, что это метод продажи товаров, представленных в торговом объекте. В новой Инструкции отмечено, что это метод продажи товаров, требующих индивидуальной комплектации, товаров нерегулярного потребительского спроса, а также других товаров, отсутствующих в наличии в розничном торговом объекте.
Выводы
Инструкцией не вводятся дополнительные административные процедуры и не вносятся изменения в порядок осуществления действующих процедур. В то же время в Инструкции нашло отражение изменение структуры видов и типов торговых объектов. Для ряда типов торговых объектов скорректированы требования, в том числе размер торговых площадей, методы продажи, процентное соотношение ассортимента.