Вы на портале

Страница компании в социальной сети

Социальные сети являются частью нашей повседневной жизни. При этом они используются не только физическими лицами — компании активно используют социальные сети в целях продвижения собственных товаров, работ, услуг. Ведение страниц компаний в социальных сетях выделилось в такое отдельное направление маркетинговой деятельности, как SMM. 

Большинство компаний в настоящее время ведут корпоративную страницу в какой-либо социальной сети, чаще даже в нескольких. Следовательно, возникают вопросы: кому принадлежит страница, как правильно оформить внутренние процессы в компании по ведению страницы и как обезопасить себя от каких-либо рисков?

Андриевская Ирина 
Андриевская Ирина 

Юрист ООО «Ревера Лигал»

4781 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как правильно организовать процесс создания и ведения корпоративной страницы в социальных сетях?

Владельцем страницы является лицо, по чьей инициативе и в интересах которого создана страница. 

Важно отличать владельца страницы и автора. Автором является лицо, творческим трудом которого подобран (составлен) контент. 

Справочно.
SMM (social media marketing) — комплекс мероприятий по использованию различных социальных сетей в качестве средства продвижения и решения различных бизнес-задач.

Самой частой ошибкой при регистрации корпоративной страницы в социальной сети является регистрация корпоративной страницы на работника, а также использование его личного телефона в целях регистрации. В этом случае при увольнении работника компания рискует потерять доступ к своей странице в социальной сети. Поэтому для ведения корпоративной страницы рекомендуется использовать корпоративный адрес электронной почты, номер телефона и т.п.

Важно правильно организовать и оформить внутреннюю политику компании по использованию корпоративной страницы в социальных сетях. Такая политика может быть отражена в отдельном локальном правовом акте компании. В данном акте необходимо указать следующее: 

— информацию о корпоративных страницах в социальных сетях; 

— цели, методы и подходы к ведению страницы;

— информацию о лицах, ответственных за ведение страницы (их должностях), о правах на объекты интеллектуальной собственности, о конфиденциальности информации, лицах, имеющих доступ к странице, порядок его получения и т.п. 

Рекомендация.
Обязанности по ведению социальных сетей можно возложить на работника (например, маркетолога) или отдать на аутсорсинг. Однако следует помнить, что локальные нормативные правовые акты не имеют обязательной силы для лиц, привлекаемых для оказания услуг (выполнения работ). В отношениях с такими лицами целесообразно включать указанные акты в договор путем отсылки или излагая их в качестве приложения к договору.

Информация о корпоративных страницах может включать в себя данные о том, в каких социальных сетях они создаются, их наименование. Эта информация позволит избежать рисков возникновения споров о принадлежности страницы. Также целесообразно указывать данные для доступа к странице, порядок их изменения, а также передачи при увольнении работника.

Информация о целях, подходах и методах ведения страницы позволяет определить, какого рода материал будет публиковаться, с какой периодичностью, подлежит ли он согласованию с кем-либо и т.п. 

Чтобы избежать разглашения конфиденциальной информации, касающейся страницы, целесообразно определить перечень информации, относящейся к коммерческой тайне. К коммерческой тайне, касающейся страницы, могут относиться: логин и пароль для доступа к странице, стратегии рекламы и привлечения пользователей (если они не могут быть «выведены» путем анализа содержимого страницы), сведения об авторах контента, план опубликования информации и проведения мероприятий и т.д. Указанные сведения следует включить в обязательство о неразглашении коммерческой тайны с работником, а также в соглашение о конфиденциальности с третьими лицами.

Как правильно использовать объекты интеллектуальной собственности при ведении корпоративной страницы?

Важно помнить, что контент, публикуемый в социальных сетях, является объектом авторского права. К объектам авторского права относятся, например, публикуемый текст, изображения, музыка, пост в целом и т.п. Для того, чтобы использовать объекты авторского права, нужно иметь на это право (например, заключить договор уступки или лицензионный договор либо создать соответствующие объекты собственными силами). 

Рекомендация.
В соответствии с правилами социальных сетей, размещая контент на своей странице, компания предоставляет администрации социальной сети лицензию на использование такого контента. Особенности такой лицензии предусмотрены в правилах использования социальной сети. Компания, использующая контент по лицензии, должна включить в лицензионный договор право лицензиата выдавать сублицензии в пользу администрации социальной сети.

Так, если автор контента — работник, необходимо правильно оформить с ним отношения по переходу прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые им. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором. Должностная инструкция работника должна включать обязанность создавать объекты авторского права (например, изображения, тексты, музыкальные произведения). Оформление служебного задания также не бывает лишним. 

Если создание контента передано на аутсорсинг, необходимо правильно оформить переход исключительных прав. Права могут быть переданы по договору уступки или предоставлены по лицензионному договору (соответствующие положения могут быть включены в договор подряда или возмездного оказания услуг).

Также важно заключать договоры на оказание услуг со всеми лицами, оказывающими техническое, консультационное, организационное и другое содействие. Например, договор на продвижение страницы в социальных сетях. 

Публикуем контент на корпоративной странице 

Компаниям запрещено распространять сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, а также недостоверную информацию, если такая информация может причинить вред государственным или общественным интересам (подп. 2.3 и 2.5 п. 2 ст. 30-1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации», далее — Закон № 427-З). В части распространения недостоверной информации Закон № 427-З касается не только СМИ, но и интернет-ресурсов. Кроме того, не допускается также распространять сведения, распространение которых запрещено законодательными актами Республики Беларусь.

Справочно.
К интернет-ресурсам относятся:
— интернет-сайт;
— страница интернет-сайта;
— форум;
— блог;
— приложение для мобильного устройства;
— иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация (п. 8-1 ст. 1 Закона № 427-З).

Лица, в отношении которых распространены сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать опубликования опровержения, а также возмещения убытков (ч. 1 ст. 42 Закона № 427-З). 

Справочно.
Согласно ст. 9.2 КоАП клевета влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. Статья 9.3 КоАП устанавливает ответственность за оскорбление в виде наложения штрафа в размере до 20 базовых величин.

Реклама — двигатель страницы

Реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 9 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», далее — Закон № 225-З).

К объектам рекламирования относится продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 6 ч. 1 ст. 2 Закона № 225-З).

Как видим, понятие рекламы достаточно широкое. Фактически размещение любой информации о товаре, работе, услуге, которая обращает внимание на этот товар, работу, услугу, может быть расценено как реклама. 

Справочно.
Реклама отдельных видов товаров (работ, услуг) должна соответствовать особым требованиям. Например, к таким товарам (работам, услугам) относится реклама о трудоустройстве граждан за границей, реклама риэлтерских услуг, культурно-зрелищного мероприятия, реклама алкогольной продукции и др.

Также любая реклама в Республике Беларусь должна соответствовать следующим требованиям:

1) размещаться на русском (белорусском) языке. Допустимо одновременно размещать текст на русском (белорусском) и иностранном языках;

2) реклама товаров (работ, услуг), производимых в Республике Беларусь, должна изготавливаться только с привлечением организаций и граждан Беларуси;

3) если реклама содержит информацию о продаже товаров (работ, услуг), связана с предпринимательской деятельностью, в ней должно быть наименование рекламодателя, его УНП. Исключение — если реклама содержит ссылку на сайт, где указана такая информация.

Не допускается реклама определенного рода товаров, работ, услуг. Например, порнографических материалов, печатных изданий, изображений и т.д.; работ, услуг (деятельности) гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил, а также услуг по обучению указанной деятельности и др. (п. 10 ст. 10 Закона № 225-З).

Справочно.
Не допускается также недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама (ч. 5 ст. 26 Закона № 225-З). 

Важно помнить о законодательстве по вопросам проведения рекламных мероприятий: рекламных игр и рекламных акций. Главное различие заключается в том, что рекламная акция сопровождается вручением одинаковых подарков всем участникам, выполнившим условия акции, а рекламная игра — розыгрышем призов (которые могут различаться) между участниками игры.

Проводить рекламные акции в социальных сетях допустимо, а вот рекламные игры — нет. Можно посредством своего сайта проводить рекламную игру, а рекламу об этой игре разместить на странице организации в социальной сети. Проведение в социальных сетях рекламных акций не запрещено. Однако при их проведении нужно помнить, что получать поощрение (бонус), предусмотренное условиями акции, должны все ее участники, выполнившие определенные условия.

От редакции.
Ранее в журнале «Юрист» было опубликовано несколько материалов, в которых представлена иная точка зрения на возможность организации рекламных акций и рекламных игр в социальных сетях. Предлагаем ознакомиться с этими материалами:
Гучек О. Рекламные мероприятия: ошибки при организации и проведении // Юрист. — 2019. — № 6. — С. 59–64.
Петров А. Рекламные игры в соцсетях: что позволяет законодательство? // Юрист. — 2018. — № 11. — С. 71–75.
Гучек О. Реклама в социальных сетях // Юрист. — 2018. — № 3. — С. 19–23.

4781 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме