Валютный договор: определение термина и новые возможности
Впервые в законодательстве введен термин «валютный договор» — договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которого совершаются валютные операции (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 новой редакции Закона № 226-З).
Справочно.
С текстом Закона № 36-З можно ознакомиться по ссылке.
По своей сути термин «валютный договор» включает в себя то, что мы привыкли называть внешнеторговыми (экспорт/импорт в его текущем определении) и внешнеэкономическими договорами (например, заем).
Справочно.
Внешнеэкономический договор — это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
Внешнеторговый договор является видом внешнеэкономического договора.
Например, договор международной купли-продажи товаров и внешнеторговый договор являются в широком смысле внешнеэкономическими, а в узком — внешнеторговыми.
Отдельно обратим внимание на следующее. Как известно, сейчас среди неденежных способов прекращения внешнеторговых операций (далее — ВТО) назван зачет встречных однородных требований, но в рамках двух внешнеторговых договоров. Как следствие, не является возможным, например, зачет требований по экспортной поставке и импортному займу.
В новой же редакции Закона № 226-З говорится уже о зачете в рамках одного или нескольких внешнеторговых договоров (подп. 2.15 п. 2 ст. 19). Как следствие, субъекты хозяйствования получат больше способов по завершению ВТО.
Осуществление валютных операций
Устанавливается единое определение валютных операций (подп. 1.3 п. 1 ст. 1 новой редакции Закона № 226-З) без их структурирования на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Справочно.
Валютные операции, в отношении которых Законом № 226-З, иными актами валютного законодательства не установлены порядок и условия их проведения, проводятся резидентами и нерезидентами без ограничений (п. 9 ст. 10 новой редакции Закона № 226-З).
Новая редакция Закона № 226-З предусматривает, что валютные операции, в том числе связанные с оттоком капитала за границу, проводятся без ограничений через банковские счета, открытые в банках Республики Беларусь или иностранных банках (безусловно, с определенными ограничениями по отдельным видам операций, которые определены как запрещенные).
При этом, если валютная операция не отнесена к запрещенной, субъект вправе не спрашивать разрешения регулятора на ее проведение.
Справочно.
Из полномочий Нацбанка исключена функция по выдаче разрешений для целей валютного регулирования (п. 2 ст. 2 Закона № 36-З).
Резиденты обязаны будут регистрировать валютные договоры и представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по ним в порядке, установленном Национальным банком (подп. 2.3 п. 2 ст. 8 новой редакции Закона № 226-З).
Справочно.
Регистрации не подлежат валютные договоры, одной из сторон которых в том числе являются иные резиденты, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 8 новой редакции Закона № 226-З).
На сегодняшний день способ регистрации валютных договоров не определен. Возможно, сохранится привычный порядок регистрации путем проставления штампа в обслуживающем банке, либо это будет более актуальный способ — онлайн-регистрация в личном кабинете.
Сроки исполнения обязательств
Новая редакция Закона № 226-З определяет, что валютные договоры, заключаемые между резидентами и нерезидентами, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами:
— по оплате переданных нерезиденту товаров, работ и услуг;
— по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, работ и услуг.
Репатриация денежных средств (или сроки завершения ВТО)
При проведении валютных операций, связанных с экспортом или импортом товаров, работ и услуг и т.д., резиденты с июля 2021 г. получат возможность самостоятельно определять сроки зачисления на счета, открытые в белорусских банках, валютной выручки и возврата денежных средств при неисполнении или исполнении не в полном объеме нерезидентом своих обязательств. Иными словами, стороны договора будут самостоятельно определять сроки завершения ВТО.
Однако возникают вполне закономерные вопросы: как продлять сроки завершения ВТО? если с июля 2021 г. резиденты сами определяют сроки завершения ВТО (сроки репатриации), должны ли они вносить изменения в такой договор в случае, если контрагент не выполняет в срок свое обязательство, тем самым лишая себя возможности применения обеспечительных мер?
На сегодняшний день ответов на данные вопросы нет.
Отметим, что в ст. 4 Закона № 36-З определены «правила» переходного периода.
Так, проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных актами валютного законодательства до вступления в силу Закона № 36-З, разрешается до окончания исполнения обязательств по этим валютным операциям. Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 36-З и предусматривающие проведение таких операций, не подлежат приведению в соответствие с Законом № 36-З. При этом в случае продления (увеличения) срока действия таких договоров их положения подлежат приведению в соответствие с требованиями Закона № 36-З.
Очень важно с практической точки зрения обратить внимание на следующее. Белорусские рубли и иностранная валюта, подлежащие репатриации и зачисленные в срок репатриации на счета юридических лиц — резидентов, открытые в иностранных банках, должны быть переведены на счета этих юридических лиц — резидентов в банках Республики Беларусь, в течение 5 рабочих дней с даты их зачисления (п. 3 ст. 19 новой редакции Закона № 226-З). Обязанность по репатриации будет считаться исполненной в момент поступления денежных средств на иностранный счет. Иными словами, в экспортно-импортных операциях резиденты смогут использовать свои зарубежные счета .
Также напомним, что на сегодняшний день резиденты при осуществлении ВТО обязаны использовать свои расчетные счета, открытые в банках Республики Беларусь. Как следствие, в определенных ситуациях стороны должны «гонять» денежные средства на счета резидента, чтобы последний, обеспечив завершение ВТО, мог рассчитываться за какие-то сопутствующие расходы.
Новая же редакция Закона № 226-З (п. 2 ст. 19) установила перечень случаев, когда резиденты при экспорте, импорте имеют право не зачислять на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусские рубли и (или) иностранную валюту, в том числе:
— при направлении денежных средств на оплату расходов, связанных с выполнением работ, оказанием услуг (в том числе транспортных) на территории иностранного государства в период их выполнения, оказания;
— при направлении денежных средств на оплату расходов, связанных с содержанием филиала и (или) представительства резидента, находящихся за пределами Республики Беларусь;
— в случае проведения зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров.
Открытие счетов
Прямо определено, что резиденты вправе без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами, а также не установлены валютные ограничения (п. 1 ст. 17 новой редакции Закона № 226-З).
Справочно.
За определенным исключением резиденты вправе без ограничений проводить валютные операции с использованием белорусских рублей и (или) иностранной валюты, зачисленных в соответствии с п. 3 ст. 17 новой редакции Закона № 226-З на счета, открытые в иностранных банках, за исключением:
— юридических лиц, получивших на иностранные счета валюту или рубли от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом (они должны перечислить указанные средства на счета в Республике Беларусь);
— запрещенных валютных операций для физических лиц или юридических лиц.
Резиденты вправе без ограничений переводить белорусские рубли и иностранную валюту:
— на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;
— со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, или другие свои счета, открытые в иностранных банках.
Определен перечень ситуаций, когда физические и юридические лица вправе зачислять денежные средства на свои счета, открытые в иностранных банках.
Резиденты вправе получать белорусские рубли и иностранную валюту (п. 3 ст. 17 новой редакции Закона № 226-З):
— переводимые резидентами со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;
— внесенные наличными денежными средствами физическим лицом — резидентом на свой счет;
— полученные от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом (в течение 5 дней должны быть перечислены в банк на счет, открытый в Республике Беларусь);
— полученные по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом;
— полученные по кредитному договору, договору займа, заключенным с нерезидентом;
— полученные от нерезидентов при продаже, сдаче в аренду имущества резидента, находящегося на территории иностранного государства и относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
— полученные от нерезидентов в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения) и т.д.
Валютные ограничения
В рамках Закона № 36-З введен новый правовой институт — валютные ограничения.
Справочно.
Договором о ЕАЭС (приложение 15) установлено, что каждое из государств — членов ЕАЭС в исключительных случаях вправе вводить валютные ограничения на срок не более 1 года.
К исключительным случаям относятся:
— возникновение обстоятельств, при которых меры либерализации могут повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве — члене ЕАЭС;
— негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого могут стать снижение золотовалютного резерва ниже допустимого уровня;
— возникновение обстоятельств, при которых меры либерализации могут нанести ущерб интересам безопасности государства — члена ЕАЭС;
— резкие колебания курса национальной валюты государства — члена ЕАЭС.
Так, ст. 7 новой редакции Закона № 226-З предусматривает возможность введения Нацбанком совместно с Совмином особых мер на срок не более 1 года при угрозе экономической безопасности и стабильности финансовой системы страны. К таким угрозам относятся:
— возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь, препятствовать поддержанию общественного порядка и повлечет за собой ухудшение экономической и финансовой ситуации;
— негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение национальных золотовалютных резервов относительно допустимого уровня;
— резкие колебания курса белорусского рубля.
К валютным ограничениям относятся:
— установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;
— установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
— требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;
— требование обязательной продажи полученной юридическими лицами — резидентами иностранной валюты;
— ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.