Коротко

С 1 января 2017 г. на территории Беларуси вводятся в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты финансовой отчетности и их разъяснения (постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 657/20).

С 1 июня 2017 г. в Беларуси планируется ввести обязательное страхование гражданской ответственности отдельных субъектов низкой и средней групп риска за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам. Страхователями могут стать 250 тыс. юридических лиц, эксплуатирующих объекты недвижимости, отнесенных к низкой и средней группам риска в соответствии с критериями для назначения плановых проверок.

С 8 июня 2017 г. в Беларуси вводится разрешительная система на использование олимпийской и паралимпийской символики (Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2016 № 440).

В 2017 г. к плательщикам, которые не будут выставлять электронные счета-фактуры по НДС, могут быть применены меры административного воздействия.

Организациям непроизводственной сферы позволят выбирать виды и периодичность контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда с учетом специфики деятельности. Соответствующую норму планируется закрепить в Законе «Об охране труда».

Минстройархитектуры разработало проекты нормативных правовых актов по увеличению срока завершения внешнеторговых операций при экспорте строительных услуг с 90 до 180 дней, а в исключительных случаях — на нормативный срок строительства.

Продукция, произведенная в СЭЗ, при перемещении с территории экономической зоны на таможенную территорию ЕАЭС рассматривается как ввозимая из третьих стран (решение Коллегии ЕЭК от 01.11.2016 № 130).

Консультативный комитет ЕЭК по финансовым рынкам одобрил проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС. Документ направлен на предоставление лицам любого государства — члена Союза права на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений и изъятий, признание квалификационных аттестатов аудиторов государств-членов, аудиторских заключений, выдаваемых аудиторской организацией одного государства на территории других государств-членов.

В Беларуси изучают вопрос о введении в уголовный процесс процедуры досудебного примирения (медиации).

В рубрике использованы материалы информационных агентств, пресс-служб Президента Республики Беларусь, министерств и ведомств.

Система законодательства

В Беларуси создана компактная и четкая система законодательства. Об этом 7 декабря заявил и.о. главы Администрации Президента Валерий Мицкевич в Палате представителей на семинаре, посвященном законотворческому процессу в Республике Беларусь, передает БелТА.

В. Мицкевич отметил, что в Беларуси действует 1 871 нормативный правовой акт, включая кодексы. Из них 1 216 нормативных правовых актов — праворегулирующие. «Данное число является вполне приемлемым для нашего государства. Мы имеем компактную сбалансированную и четко выстроенную по иерархии систему законодательства. Нам удалось не допустить раздувания действующей правовой базы, так называемой инфляции законодательства, избежать ошибок некоторых стран, где в большом количестве актов путаются не только граждане, но и сами управленцы», — сказал и.о. главы Администрации Президента.

Он добавил, что вопросы совершенствования законодательной деятельности всегда находились под пристальным вниманием Главы государства. Президент требует качественной проработки каждого документа. В этой связи В. Мицкевич подчеркнул особую значимость семинара в Палате представителей.

В мероприятии приняли участие представители Конституционного Суда, Национального центра законодательства и правовых исследований, Национального центра правовой информации, депутаты парламента.

Инвестиционные фонды

Депутаты Парламента приняли в первом чтении законопроект «Об инвестиционных фондах». Проект закона предусматривает внедрение нового вида именных ценных бумаг — инвестиционных паев, что будет способствовать расширению спектра обращающихся на рынке ценных бумаг финансовых инструментов.

Документ определяет правовое положение инвестиционного фонда, регулирует отношения, связанные с деятельностью акционерных инвестиционных фондов, реорганизацией и ликвидацией; устанавливает порядок формирования, существования и прекращения существования паевых инвестфондов.

Качество нормотворчества

Хорошо налаженный нормотворческий процесс — индикатор уровня правовой культуры, он ведет к дальнейшему укреплению правового государства и обеспечению верховенства права. Об этом заявил Министр юстиции Олег Слижевский на семинаре «Нормотворческий процесс, оценка регулирующего воздействия и мониторинг правоприменения», передает БелТА.

По словам Министра, задачи по обеспечению качественного законодательства остаются актуальными: законодательство должно эффективно регулировать различные правоотношения, быть способным адаптироваться к повседневным вызовам и реалиям и быть доступным для восприятия и понимания простыми гражданами. Таким образом, в качестве основополагающей задачи, требующей решения на современном этапе, поставленной в том числе перед Министерством юстиции, выступает необходимость повышения качества подготовки проектов нормативных правовых актов, достоверности прогнозов последствий их принятия.

Досудебное обжалование

Механизм досудебного порядка обжалования решений налоговых органов совершенствуется. Об этом сообщила журналистам заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая перед конференцией «Налогообложение-2017: важнейшие изменения в налоговом законодательстве», передает БелТА.

Э. Селицкая пояснила, что сегодня плательщик до того, как пойти в суд, вправе обратиться лишь в одну инстанцию — вышестоящий налоговый орган. В 2017 г. появится возможность обращаться не только в вышестоящий налоговый орган, но и в Министерство по налогам и сборам. «Там тщательным образом будут рассмотрены все аргументы плательщика и вынесено решение по жалобе. Такой инструмент будет действительно защищать наших плательщиков от всех решений, которые могут быть вынесены с нарушением установленного порядка», — подчеркнула замминистра.

Размер вреда

Контролирующие и надзорные органы с 11 декабря 2016 г. при определении размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, субъектам хозяйствования противоправными действиями, руководствуются новыми методиками (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001).

Размер вреда определяется на дату его причинения исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих такую оценку. По основным средствам и нематериальным активам денежная оценка уменьшается на сумму амортизационных отчислений. Если бухгалтерский учет не ведется в соответствии с законодательством, нет документов, отражающих оценку имущества, вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), полученных из различных источников, в том числе из Интернета.

Поздравляем с наградой!

За плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный личный вклад в укрепление законности и правопорядка, активную общественную деятельность награждены Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь:

ГОЛУБИЦКИЙ Игорь Иванович — начальник управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований;

ДЕМИДОВИЧ Александр Анатольевич — заместитель начальника управления правового обеспечения контрольной деятельности главного экспертно-правового управления Комитета государственного контроля;

МАЦКЕВИЧ Игорь Леонидович — советник-консультант юридического управления Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь;

ХИЛЬ Михаил Алексеевич — начальник главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции;

ШАРШУН Виктор Александрович — заместитель директора Национального центра правовой информации.

1242Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •
Продолжаем обсуждать принципиальные изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом Республики Беларусь от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообло...
№ 2 февраль 2022
3134