Минстройархитектуры предлагает запретить проведение контрольных и надзорных мероприятий (за исключением исполнения гарантийных обязательств) в течение 5 лет после получения положительных заключений госорганов при приемке объекта в эксплуатацию.
Минюст поддерживает предложение по внедрению медиации в учреждениях образования.
Проект закона «О персональных данных» планируется разработать к концу года. Документ будет регулировать права граждан и организаций, которые владеют этими личными данными, содержать другие нормы, которые позволят более успешно и эффективно защищать права граждан в цифровом пространстве.
В Беларуси предполагается законодательно закрепить понятие «волонтерство». Соответствующее дополнение планируется внести в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
Минсельхозпрод вынес на общественное обсуждение проект закона «О производстве и обращении органической продукции», концепция которого была одобрена Президентом Беларуси в 2016 г. Закон будет регулировать отношения, возникающие между производителями, потребителями и государственными органами в области производства и обращения органической продукции.
Малый и средний бизнес планируется освободить от проведения отдельных процедур оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС). Основная нагрузка в этой сфере ляжет на изготовителей и оптовое звено.
Коллегия ЕЭК одобрила порядок организации и проведения переговоров и консультаций по спорам, связанным с реализацией в Евразийском экономическом союзе согласованной агропромышленной политики. Переговоры и консультации — обязательное условие для рассмотрения спора в Суде ЕАЭС.
На заседании Евразийского межправительственного совета в г. Бишкеке дан старт работе над соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
В рубрике использованы материалы информационных агентств, пресс-служб Президента Республики Беларусь, министерств и ведомств.
Экспертная группа
В Беларуси создана межведомственная экспертная группа по выработке предложений по вопросам декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования.
Новой структуре поручено проанализировать правоприменительную практику привлечения к уголовной ответственности за преступления против порядка осуществления экономической деятельности, признания экономического (делового) риска обоснованным (в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния).
Экспертная группа может при необходимости привлекать к работе руководителей и специалистов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, других организаций, запрашивать у государственных органов (организаций), представителей адвокатуры информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
Минэкономики совместно с Минюстом, МВД и с участием Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Комитета государственного контроля, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований, бизнес-союзов необходимо до 1 августа 2017 г. внести в Совет Министров предложения по вопросам декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования.
Координирует эту работу Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский.
Ответственность смягчат
Планом подготовки законопроектов на 2017 год предусмотрена разработка проекта закона, предусматривающего совершенствование норм УК и УПК с учетом практики их применения. Одним из основных направлений корректировки кодексов станет пересмотр норм об ответственности за экономические преступления. Об этом рассказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов в интервью порталу Pravo.by.
Планируется максимально отказаться от применения наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений в экономической сфере, снизить предельный срок лишения свободы за совершение ряда преступлений, минимизировать количество деяний с формальными составами, пересмотреть размер ущерба, влекущего более строгую ответственность, разграничить ответственность должностных лиц государственных органов (организаций) и частных компаний.
Наказание без конфискации
В Беларуси может быть отменена конфискация товаров как мера наказания предпринимателей, заявил депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Бороденя в эфире программы «Форум» на телеканале «Беларусь 1», сообщает БелТА.
«В европейских странах конфискация отсутствует как вид наказания. Я бы оставил конфискацию транспортного средства за повторное в течение года нахождение в пьяном виде за рулем. Это работает, спасает жизни. Что касается предпринимательской деятельности, то, может быть, нам стоит подумать и исключить эту меру, а наказывать только рублем», — отметил В. Бороденя.
Директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц также согласен с необходимостью ухода от конфискации. «Надо уходить от конфискации и даже арестов, максимально упрощать законодательство», — считает он.
Как разгрузить бизнес?
Итогом деятельности рабочей группы по стимулированию деловой активности должно стать радикальное сокращение нагрузки на бизнес. Об этом заявил журналистам директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц, передает БелТА.
«Мы ждем радикального сокращения нагрузки на бизнес. На сегодняшний момент нагрузку можно разделить на три части: лицензирование, административные процедуры, техрегламенты», — отметил П. Арушаньянц.
Минэкономики предлагает оставить лицензии только на те виды деятельности, которые непосредственно влияют на здоровье и жизнь населения, а также безопасность государства. «По административным процедурам мы максимально должны упростить процедуры, которые относятся к так называемым разрешительным, где есть обязанности предпринимателей. Потому что есть и такие процедуры, которые подтверждают не обязанности, а права бизнеса», — пояснил директор Департамента.
Альтернатива медиации
Финансовые арбитры будут рассматривать споры на сумму не более 500 базовых величин. Об этом сообщил на пресс-конференции заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов главного юридического управления Нацбанка Виталий Сорокин.
Введение института уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг предусмотрено проектом указа Президента Беларуси. «Фактически вводится новый альтернативный способ разрешения споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями», — отметил представитель Нацбанка.
По его словам, медиация и третейские суды не востребованы при разрешении споров между гражданами и юридическими лицами. «Рассмотрение этих споров является возмездным. И зачастую сумма, которая оспаривается сторонами, может оказаться гораздо меньше понесенных издержек», — пояснил он.
Преимущество обращения к финансовому арбитру в том, что для гражданина рассмотрение спора бесплатно. Решение финансового арбитра вступает в силу через 10 дней после вынесения, если оно не обжаловано. Это решение является обязательным к исполнению, в том числе может быть предъявлено судебному исполнителю для принудительного взыскания.
Вопросы по привлечению финансовых арбитров будут решаться в Агентстве уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг, которое создаст Нацбанк.