Обзор изменений в Закон «Об исполнительном производстве»

Нормативный акт:  Закон Республики Беларусь от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства»
Дата вступления в силу: 15.07.2021

C 15 июля текущего года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). Цель их принятия — совершенствование законодательства об исполнительном производстве, а также повышение эффективности деятельности судебных исполнителей. Новшества, отраженные в Законе, направлены на повышение качества и реальности исполнения требований исполнительных документов. 

Рассмотрим наиболее значимые нововведения.

Ломоносова Лидия

Юрисконсульт ООО «Юридическая группа Бюро 24»

4862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новый исполнительный документ

Законом введен новый вид исполнительного документа — решение налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Нововведение касается только должников — юридических лиц. Данный документ позволит упростить процедуру взыскания задолженности по налогам. Ранее взыскание таких платежей происходило на основании исполнительной надписи нотариуса. 

Изменена очередность удовлетворения требований взыскателей

Произошедшие изменения в очередности удовлетворения требований взыскателей приведены в таблице.

Кроме того, Законом решается проблема, возникающая в случае замены взыскателя в одном исполнительном производстве на несколько новых: если в результате такой замены установлено несколько взыскателей, то их требования будут удовлетворяться пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

Справочно.
Если в результате замены взыскателя в одном производстве, из появляется сразу несколько, то их требования будут удовлетворятся пропорционально причитающейся каждому сумме.

Введена возможность направления процессуальных документов сторонам в электронном виде

Заявления и ходатайства можно направлять судебным исполнителям в электронном виде. Для этого заявление, ходатайство, прилагаемые к ним документы, подаваемые в форме электронного документа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Они должны содержать адрес электронной почты гражданина (ИП), юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, а также все необходимые реквизиты, указанные в ст. 14 Закона. 

Важно!
Документы, подаваемые в ОПИ в форме электронного документа, должны быть подписаны ЭЦП.

Уже сейчас судебные исполнители в связи с высокой загруженностью переходят на электронный документооборот, присылая уведомления о выражении согласия на получение корреспонденции из отдела принудительного исполнения в электронном виде, что не только упрощает их работу, но и направлено на ускорение получения информации сторонами. 

Возможность направления процессуальных документов в электронном виде упросит сторонам подачу ходатайств и заявлений, ускорит процесс получения данных документов судебными исполнителями, снизит риск утери документов во время пересылки. 

Упрощен порядок действий взыскателя до возбуждения исполнительного производства 

Изменения упрощают для взыскателей сам процесс взыскания: предъявление исполнительного документа в АИС ИДО до обращения в органы принудительного исполнения теперь является правом, а не обязанностью взыскателя. Право направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов сохранено.

Справочно.
Теперь не обязательно направлять исполнительный документ в АИС ИДО до обращения в ОПИ.

Скорректированы перечни оснований для приостановления исполнительного производства, его прекращения и окончания

Так, например, направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов исключается из оснований для окончания исполнительного производства (ранее судебный исполнитель мог окончить исполнительное производство, если задолженность составляла меньше 10 базовых величин). 

Предоставление судом, иным уполномоченным органом (лицом) отсрочки/ рассрочки исполнения будет выступать основанием для приостановления исполнительного производства, а не для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства, что поможет не потерять очередь при неисполнении должником своих обязанностей по выплате денежных средств. 

Новая редакция Закона предусматривает и другие новые основания.

Расширен перечень полномочий судебного исполнителя и мер по обеспечению исполнительного производства

Теперь судебный исполнитель может по своей инициативе объявлять розыск должника-гражданина (ИП) при исполнении определенных исполнительных документов, а также при взыскании расходов по их исполнению и (или) принудительного сбора. 

Нововведения позволят судебному исполнителю налагать арест на электронные деньги должника, ограничивать его в посещении виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх и принимать меры по обеспечению исполнения в виде временного ограничения права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), и права на охоту. 

Изменен порядок переоценки имущества должника

Судебным исполнителем должно быть проведено 4 переоценки имущества (ранее была одна переоценка с шагом уменьшения в 20 %):

— в течение месяца со дня передачи его на реализацию;

— в течение месяца после первой переоценки;

— в течение месяца после второй переоценки;

— в течение месяца после третьей переоценки;

Законом установлен фиксированный размер переоценки: стоимость имущества при каждой переоценке уменьшается на 20 %.

Справочно.
Переоценка арестованного имущества должника в сторону уменьшения стоимости проводится от стоимости, по которой имущество было передано на реализацию либо реализовывалось с первых торгов (электронных торгов) (ч. 2 ст. 93 Закона).

Упрощен порядок подачи жалобы на действие (бездействие) судебного исполнителя 

Теперь к жалобе не нужно прикладывать документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. 

Достаточно лишь копий обжалуемых постановлений или иных документов судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения (при их наличии). 

Изменены действия нанимателя при получении исполнительного документа

Исполнительный документ, направленный нанимателю судебным исполнителем, по которому взыскание произведено в полном объеме, в трехдневный срок подлежит возврату в орган принудительного исполнения, направивший исполнительный документ, с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях (с указанием удержанной суммы).

Справочно.
Перечень доходов, из которых удержание не может быть произведено, является закрытым (ст. 109 Закона).

Новой редакцией изменены и сроки перечисления удержаний денежных средств: наниматель со дня получения документов, указанных в ч. 1 ст. 106 Закона, а также направленных взыскателями в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона, обязан производить удержание денежных средств в соответствии с предписанием судебного исполнителя, заявлением взыскателя.

Справочно.
При исчислении задолженности в исполнительном документе в иностранной валюте удержания из зарплаты осуществляются в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на день перечисления (ч. 5 ст. 106 Закона).

Если иное не установлено законодательством, наниматель в пятидневный срок со дня выплаты заработной платы и приравненных к ней доходов (за исключением удержаний из пенсии) обязан перечислять удержанные денежные средства взыскателю или на счет органа принудительного исполнения. Удержанные из пенсии денежные средства перечисляются до 22-го числа месяца, в котором производится выплата пенсии.

Что еще изменилось? 

1. Уточнены действия судебного исполнителя, касающиеся срока добровольного исполнения.

Судебный исполнитель может продлить срок для добровольного исполнения исполнительного документа 1 раз и не более чем на 7 дней. Такое решение может быть принято только до истечения срока для добровольного исполнения.

2. Исключена возможность передачи исполнительного производства из одного отдела принудительного исполнения в другой.

3. Отменен принцип территориальности для совершения исполнительных действий в исполнительном производстве.

Благодаря расширению территориальных полномочий судебного исполнителя взыскателю нет необходимости обращаться к главному судебному исполнителю либо с ходатайством о проведении исполнительных действий исполнителями соответствующего органа принудительного исполнения. Судебный исполнитель теперь самостоятельно может осуществить необходимые ему действия на всей территории республики. 

4. Предусмотрена медиация в исполнительном производстве.

Заключение между взыскателем и должником медиативного соглашения будет являться основанием для приостановления исполнительного производства, а также основанием для взыскания принудительного сбора в размере 50 % от установленного.

Внесенные изменения фактически изменяют не только Закон, но и другие законы и кодексы, в частности Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях», ГПК, ХПК, ТК. 

Данные изменения во многом упрощают сам процесс взыскания задолженности для взыскателя, а также помогают ускорить процедуру взыскания. Реализация и применение новых положений Закона на практике должно положительно отразиться на работе судебных исполнителей. 

4862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее — Указ) Дата вступления в силу: 01.05.2022
№ 5 май 2022
2540