Вы на портале

Обзор самых важных разъяснений МНС за январь — февраль 2020 года

За первые месяцы 2020 г. на официальном сайте МНС были размещены 9 разъяснений, как имеющих общий характер, так и адресованных субъектам хозяйствования, действующим в определенной отрасли (сфере). Рассмотрим самые важные и актуальные из них.

Свентицкая Анна
Свентицкая Анна

юрисконсульт ООО «Бейкер Тилли Бел», кандидат юридических наук

8351 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

О чем важно помнить

В последнее время на сайте nalog.gov.by все чаще публикуются разъяснения МНС относительно применения актов налогового законодательства.

Напомним, что письменные разъяснения не являются официальным толкованием НПА и должны соответствовать ограничениям, установленным ст. 69 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

Кроме того, правовая природа письменных разъяснений, выпускаемых министерствами, как известно, стала объектом исследования Конституционного Суда Республики Беларусь (решение от 03.10.2019 № Р-1190/2019).

Справочно.
Одна из функций МНС — разъяснительная работа по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5.6 п. 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам, утвержденного постановлением Совмина от 31.10.2001 № 1592).

В частности, Конституционный Суд указал на то, что такие разъяснения даются министерствами, реализующими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности). Исходя из этого, письменные разъяснения, по сути, представляют собой способ осуществления праворазъяснительной деятельности и методического руководства правоприменением для обеспечения единообразной практики применения НПА в определенной области общественных отношений.

МНС, в свою очередь, является органом, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. Помимо прочего, в число функций МНС входит проведение разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства.

При этом письменные разъяснения МНС не относятся к НПА, не уточняют и не дополняют правовое регулирование, а содержат рекомендации, направленные на формирование единообразной практики применения действующих правовых норм. 

Граждане и юридические лица вправе применять их на практике при реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнении обязанностей.

Уплата обязательных платежей в бюджет посредством АИС ИДО

Разъяснение: «Уплата налогов, сборов (пошлин), пени, административных штрафов и иных обязательных платежей в бюджет посредством АИС ИДО» (опубликовано 11.02.2020).

Справочно.
С разъяснением можно ознакомиться по ссылке.

О чем: Неуплата или неполная уплата налогов, сбора, пошлины и т.д. является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП. Однако в примечании 2 к данной статье отмечено, что указанные действия не являются административным правонарушением, если налоговое обязательство не исполнено по причине отсутствия на расчетных счетах плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения своевременно направленных им поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме.

Справочно.
Примечание 2 к ст. 13.6 КоАП, освобождающее от ответственности за неуплату обязательных платежей, не применяется в отношении умышленных правонарушений.

Суть разъяснения: 1 января 2020 г. для упрощения исполнения денежных обязательств в Беларуси введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (далее — АИС ИДО). 

Кроме прочего, АИС ИДО используется плательщиками для осуществления платежей в бюджет в случае недостаточности денежных средств на счетах в банках и электронных денег в электронных кошельках для исполнения в полном объеме обязательств перед бюджетом.

В целях применения условий примечания 2 к ст. 13.6 КоАП с 01.01.2020 плательщик должен своевременно направить в банк платежное поручение (поручения) для исполнения налогового обязательства в полном объеме:

1) к одному или нескольким счетам — при наличии на них денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства в полном объеме (не обязательно, чтобы на одном счете содержалась вся сумма, необходимая для исполнения);

2) к одному из счетов — при недостаточности (отсутствии) на счетах денежных средств для исполнения налогового обязательства в полном объеме.

Независимая оценка для определения рыночной цены

Разъяснение: «О возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки» (опубликовано 03.02.2020).

Справочно.
С разъяснением можно ознакомиться по ссылке.

О чем:Статьей 88 НК определены сделки, которые подлежат контролю соответствия рыночным ценам. Это сделки со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению недвижимости (его части) и т.д.

Для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при определении рыночных цен (рыночных показателей рентабельности) используется информация, указанная в ст. 90 НК. К такой информации, в частности, относятся сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде.

Справочно.
Отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь (утверждено Указом Президента от 13.10.2006 № 615).

Суть разъяснения: Для возможности использования сведений о рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной по результатам независимой оценки, в целях применения п. 1 ст. 90 НК при заключении с исполнителем оценки соответствующего договора на оказание услуг (далее — Договор) и приеме результатов таких услуг МНС рекомендует обращать внимание на следующие аспекты:

1. При заключении Договора следует конкретно указывать цель оценки. 

Например, возможна следующая формулировка: «иные цели, не противоречащие законодательству — для определения налоговой базы налога на прибыль по реализации (приобретению) (указать предполагаемый предмет сделки) на соответствие рыночным ценам, сложившимся на рынке идентичного (однородного) недвижимого имущества в сопоставимых целях».

2. В Договоре (задании на оценку) необходимо предусмотреть условие, чтобы оценка производилась оценщиком с использованием только сравнительного метода.

Справочно.
Отчет об оценке должен включать:
— описание объекта оценки;
— данные, использованные для оценки, с указанием их источника;
— анализ данных, использованных для оценки;
— анализ рынка объектов-аналогов;
— расчеты и их обоснование и т.д. (п. 12 Положения).

3. При приеме результатов оказанной услуги необходимо обращать внимание, чтобы отчет об оценке содержал сведения, предусмотренные п. 12 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

4. При использовании организацией результата независимой оценки для обоснования рыночной цены документы оценки (заключение и отчет об оценке) представляются налоговому органу при проведении им контрольных мероприятий.

Место реализации для НДС

Разъяснение: «Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС» (опубликовано 19.02.2020).

С разъяснением можно ознакомиться по ссылке.

О чем: Территория Беларуси не признается местом реализации работ (услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), если расходы на их приобретение отражаются в заключении аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, указанном в п. 10 ст. 180 НК.

Данная норма действует в случае, если:

— покупателем является иностранная организация;

— потребителем является представительство иностранной организации, ее постоянное представительство или филиал, которые осуществляют деятельность на территории Беларуси и (или) местом нахождения которых признается Беларусь.

Суть разъяснения: МНС разъяснило вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС по следующим оборотам:

1. По финансовой аренде (лизингу) движимого имущества, не являющегося транспортным средством.

У постоянного представительства лизингополучателя возникает обязанность по исчислению и уплате НДС по оборотам по передаче в лизинг лизингодателем строительной техники, использованной для работы на строительном объекте на территории Беларуси (п. 1 ст. 114 НК). Налоговая база НДС при приобретении услуг по договору лизинга определяется согласно абз. 3 подп. 7.4 п. 7 ст. 115 НК, то есть как разница между суммой лизинговых платежей, переданной в виде расходов в Республике Беларусь для учета постоянным представительством в целях налогообложения прибыли, и суммой инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.

Справочно.
В разъяснении от 19.02.2020 МНС пояснило вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС по следующим оборотам:
— по финансовой аренде (лизингу) движимого имущества, не являющегося транспортным средством;
— по инжиниринговым услугам, непосредственно связанным с недвижимостью, возводимой на территории Республики Беларусь;
— по управленческим и общеадминистративным затратам головной иностранной организации.

2. По инжиниринговым услугам, непосредственно связанным с недвижимостью, возводимой на территории Республики Беларусь.

Место реализации вышеназванных услуг определяется согласно положениям подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК, в связи с чем в отношении их стоимости возникает объект налогообложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 114 НК — обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет у постоянного представительства иностранной организации.

3. По управленческим и общеадминистративным затратам головной иностранной организации.

При соблюдении условия абз. 1 ч. 2 подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК (покупателем аудиторских, юридических услуг является непосредственно головная иностранная организация) включенные в заключение аудиторской организации иностранного государства аудиторские, юридические услуги, определенные как часть от общей суммы управленческих и общеадминистративных затрат головной иностранной организации за отчетный (налоговый) период, не являются объектом налогообложения НДС в Республике Беларусь, поскольку местом реализации таких услуг территория Беларуси не признается. 

Обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет у постоянного представительства иностранной организации не возникает.

Дополнительно по теме:
>>Свентицкая А. Указ № 503 «О налогообложении»: чего ждать бизнесу?

8351 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме