Общие положения
Согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговые органы вправе вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь. Отметим, что раньше такого рода ходатайства подавались налоговыми органами довольно редко, да и судебная статистика тех лет в основном свидетельствует об отказе в их удовлетворении. В настоящее же время в практике налоговых органов количество подаваемых в суд ходатайств о временном ограничении права граждан на выезд значительно возросло, что обусловлено в том числе увеличением количества исков о привлечении учредителей и должностных лиц к субсидиарной ответственности по долгам должника — юридического лица.
Сведения о гражданах, право которых на выезд из Республики Беларусь ограничено, включаются в соответствующий банк данных*, который ведет Министерство внутренних дел. Сведения, содержащиеся в банке данных, направляются Министерством внутренних дел в Государственный пограничный комитет по техническим каналам передачи данных не реже одного раза в сутки. Государственный пограничный комитет, в свою очередь, организовывает в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь проверку сведений о выезжающих из Республики Беларусь гражданах на наличие сведений об этих гражданах в банке данных.
Обратим внимание на то, что снятие временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь после истечения оснований для ограничения права не происходит автоматически. При истечении сроков и отпадении других оснований для ограничения права на выезд должно быть вынесено соответствующее решение. Поэтому лицам, в отношении которых принято решение об ограничении права на выезд, целесообразно самим отслеживать отпадение обстоятельств, послуживших основанием для ограничения выезда, чтобы при необходимости инициировать принятие соответствующего решения.
Основания для ограничения права на выезд
На основании ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее — Закон № 49-З) право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено судом по ходатайству налогового органа, если:
- он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства (далее — налоговые обязательства), установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;
- ему предъявлен гражданский иск в суде;
- он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника — юридического лица.
Подчеркнем, что сами по себе перечисленные обстоятельства не являются основаниями для внесения сведений о гражданине в банк данных. То есть для того, чтобы в отношении должника экономическим судом было вынесено постановление о внесении его в банк данных, налоговому органу необходимо обратиться в этот суд с соответствующим заявлением с изложением оснований для такого внесения и представлением доказательств, подтверждающих эти основания.
Остановимся на каждом из указанных оснований более подробно.
Неисполнение обязательств. Одним из оснований для органичения права гражданина на выезд из Республики Беларусь является неисполнение последним без уважительных причин налоговых обязательств. В свою очередь, обязательство должно быть установлено судебным постановлением либо исполнительным документом.
Пример 1
Решением суда в отношении ИП Иванова Н. П. взыскано налогов, сборов в сумме 60 000 000 руб. за счет имущества и денежных средств должника. ИП Иванов Н. П. налоговое обязательство в срок не исполнил. На основании этого было возбуждено исполнительное производство. Кроме того, налоговым органом подано ходатайство о временном ограничении права гражданина Иванова Н. П. на выезд из Республики Беларусь.
Ответчик заявил, что причиной неисполнения налогового обязательства в срок послужило отсутствие на его счете денежных средств, и просил об отклонении ходатайства.
Экономический суд г. Минска не счел причину неисполнения обязательства уважительной и удовлетворил ходатайство об ограничении права на выезд.
Отметим, что Закон № 49-З связывает принятие ограничительных мер в отношении должника с наличием лично у него неисполненных обязательств. Практика экономического суда Гродненской области свидетельствует о том, что временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь не может применяться в отношении работников, учредителей, иных заинтересованных лиц должника — юридического лица*.
Предъявление иска. Следующим основанием ограничения права на выезд выступает предъявление в отношении гражданина гражданского иска в суд. Так, в случае подачи искового заявления о привлечении учредителей и (или) должностных лиц организации к субсидиарной ответственности по долгам последней налоговым органом одновременно заявляются ходатайства об ограничении права на выезд указанных лиц из Республики Беларусь.
Должник по делу о банкротстве. Отдельным основанием временного ограничения является выступление в качестве должника по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или в качестве заинтересованного лица в отношении должника — юридического лица.
Пример 2
В отношении ЧУП «К» 25.03.2015 было возбуждено производство по делу о банкротстве и открыто конкурсное производство. На основании ходатайства налогового органа учредителю, директору и главному бухгалтеру ЧУП «К» ограничено право на выезд из Республики Беларусь до момента окончания производства по делу о банкротстве. Главный бухгалтер не согласилась с выводами суда и подала апелляционную жалобу.
В ходе судебного заседания главным бухгалтером были предоставлены документы, подтверждающие ее увольнение 01.01.2014. В связи с тем, что с момента ее увольнения до момента возбуждения конкурсного производства ЧУП «К» прошло более одного года, апелляционная инстанция удовлетворила жалобу главного бухгалтера, отменив определение экономического суда г. Минска в части ограничения ей выезда за границу.
Необходимость во временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь учредителей обусловлена тем, что в соответствии со ст. 92 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 423-З) в связи с производством по делу о банкротстве должник обязан, если это не противоречит законодательству об охране государственных секретов, представить в экономический суд, управляющему и в комитет кредиторов все истребуемые сведения о своем имуществе и долгах, в том числе и об имуществе, которое может быть возвращено. Он должен лично присутствовать на судебном заседании, заседании комитета кредиторов и собрании кредиторов, при описи (инвентаризации) имущества, а также участвовать в других процессуальных действиях производства по делу о банкротстве.
Рациональность ограничения права на выезд
Полагаем, что ограничение права на выезд не может носить формальный характер, а должно являться исключительной мерой.
В связи с этим при принятии судом решения об ограничении права на выезд очень важно исследовать все представленные доказательства. В подп. 1.3 п. 1 постановления Президи-ума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.04.2011 № 29 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о временном ограничении права граждан на выезд за пределы Республики Беларусь» отмечено, что решение о временном ограничении права на выезд, касающееся непосредственно личности гражданина и ограничивающее его личное неимущественное неотчуждаемое и неотъемлемое право на свободу передвижения, принимается хозяйственным судом лишь в исключительных случаях исходя из анализа всех имеющихся сведений по делу, в том числе с учетом: личности гражданина; его имущественного положения; сведений о возможном намерении гражданина выехать из Республики Беларусь с целью уклонения от исполнения обязательств; суммы задолженности; периода просрочки исполнения обязательства; наличия у гражданина иных неисполненных обязательств; отсутствия возможности обеспечить реальное исполнение судебного постановления или исполнительного документа посредством принятия других обеспечительных мер, предусмотренных законодательными
актами.
В любом случае установление временного ограничения права на выезд должно быть мотивировано тем обстоятельством, что непринятие указанной меры может затруднить либо сделать невозможным исполнение судебного постановления либо исполнительного документа.
Пример 3
Определением экономического суда г. Минска по ходатайству налогового органа временно ограничен выезд за пределы Республики Беларусь учредителя ЧУП «С» Ильина А. М. Данное лицо, не согласившись с определением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение экономического суда г. Минска.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Ильин А. М. пояснил, что виновным лицом по акту проверки он не является, скрываться от кредиторов не намерен, часть задолженности по налогам погасил. В свою очередь, у налогового органа отсутствовали доказательства того, что непринятие данной меры может затруднить либо сделать невозможным исполнение решения суда.
В связи с вышесказанным апелляционная инстанция пришла к выводу о снятии мер по ограничению выезда должника за пределы Республики Беларусь.
Наиболее эффективно применять временное ограничение права на выезд к тем категориям должников, чья работа связана с заграничными поездками или командировками (например, водители-международники, экспедиторы и др.).
В то же время данная мера может быть применена в отношении должников, документы которых проходят пограничный контроль. В случае выезда их, к примеру, в Российскую Федерацию исполнить определение суда об ограничении выезда будет уже невозможно. Подводя итог вышесказанному, отметим, что, хотя в настоящее время ограничение права на выезд из Республики Беларусь все чаще используется для обеспечения исполнения налогового обязательства, оно должно применяться рационально и являться лишь дополнительным способом воздействия на должника.