Вы на портале

Оприходование товарно-материальных ценностей, переданных без оформления накладной

Вопрос: Арендатор (организация «Н») в процессе возврата арендованного помещения арендодателю (организации «С») в счет задолженности по арендной плате оставил в помещении принадлежащую ему мебель. Мебель была передана по акту, содержащему все признаки первичного учетного документа. Накладную арендатор обещал выписать позже, но впоследствии был ликвидирован.

Вправе ли арендодатель оприходовать мебель по акту передачи?

Жуковская Елена
Жуковская Елена

Налоговый консультант, DipIFR, эксперт по финансам и налогообложению организаций в процедурах ликвидации и банкротства


3737 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: В рассматриваемом случае одновременно происходит выбытие актива у арендатора и его поступление у арендодателя.

Поступление и выбытие активов являются хозяйственными операциями. Пунктом 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете) определено, что для каждой хозяйственной операции должен быть составлен соответствующий первичный учетный документ. 

К СВЕДЕНИЮ. 
Требования к первичным учетным документам содержатся в п. 2 ст.10 Закона о бухучете.

Законодательством предусмотрено, что первичными учетными документами при поступлении, списании и перемещении товарно-материальных ценностей являются накладные ТТН-1 и ТН-2.

Согласно ч. 4 п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее — Инструкция № 58), для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя заполняется накладная ТТН-1 или накладная ТН-2. Случаи заполнения накладной ТТН-1 и накладной ТН-2 указаны в п. 1 Инструкции № 58.

Мебель для организации «С» является активом, который может учитываться в бухгалтерском учете либо в составе основных средств, либо в составе запасов. В учетной политике организации «С» должны быть прописаны критерии отнесения активов к объектам учета.

К СВЕДЕНИЮ. 
Бухгалтерский учет основных средств регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26.

В бухгалтерском учете долгосрочных активов необходимо выделить операции по поступлению активов и операции по их идентификации. В описанной выше ситуации актив рассматривается в качестве основных средств.

Поступление мебели, принимаемой в бухгалтерском учете в последующем в качестве основных средств, отражается сначала на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». На этом счете происходит формирование первоначальной стоимости актива из цены приобретения, расходов по транспортировке, доставке, государственной регистрации и т.д. Первичным учетным документом для отражения в бухгалтерском учете (на счете 08) поступления актива будут являться накладные ТТН-1 или ТН-2 (ч. 4 п. 1 Инструкции № 58). В момент поступления мебели по накладным в бухгалтерском учете организации «С» возникнет обязательство по оплате перед ее поставщиком — организацией «Н». 

Активы, учитываемые на счете 08, не признаются основными средствами до момента их списания на счет 01 «Основные средства».

Первичным документом для признания актива основным средством (для его списания на счет 01) будет являться акт о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» (далее — Инструкция № 23). Акт приема-передачи оформляется в соответствии с Инструкцией № 23.

К СВЕДЕНИЮ.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» субъекты хозяйствования при составлении акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов обязаны соблюдать форму, установленную указанным постановлением.

Таким образом, первичным учетным документом для оформления поступления мебели являются накладные ТТН-1 или ТН-2, а для признания мебели основным средством — акт приема-передачи основных средств.

Бухгалтерский учет запасов регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133). Хозяйственные операции учитываются на счете 10 «Материалы».

Согласно п. 26 Инструкции № 133 активы в качестве материалов принимаются на основании сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.). 

По нашему мнению, ч. 4 п. 1 Инструкции № 58 исключает возможность оприходования материалов по другим сопроводительным документам, кроме накладных ТТН-1 и ТН-2.

Таким образом, организация «Н» для отражения выбытия мебели в учете, а организация «С» — для отражения ее поступления должны составить товарную накладную по форме ТТН-1 или ТН-2. Организация «Н» будет выступать грузоотправителем, а организация «С» — грузополучателем. На основании накладной по форме ТТН-1 или ТН-2 в бухгалтерском учете произойдет начисление обязательств (задолженности) перед организацией «Н». Отсутствие накладной необходимо рассматривать как отсутствие первичного учетного документа, а следовательно, и основания для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению активов от контрагента и начисления задолженности перед ним.

3737 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме