Вы на портале

Взыскание ущерба при повреждении груза в случае отсутствия в договоре ссылки на применимое право

Вопрос: При заключении договора на международную перевозку груза стороны не избрали право, которому они желали бы подчинить свои отношения. Что делать при повреждении груза?

Лещинская Надежда
Лещинская Надежда

Руководитель юридической службы Дирекции по инвестициям, управлению рисками и активами международной транспортной компании TELS CARGO

5333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Стороне, чье право было нарушено, следует самостоятельно определить применимые нормы и предпринять меры для восстановления нарушенного права.

В случае, если повреждение груза произошло по вине перевозчика, наиболее обоснованным юридически будет применение норм отраслевых конвенций в зависимости от вида транспорта, на котором производилась перевозка, – они подробно регулируют вопросы ответственности перевозчика за повреждение груза, ограничения и освобождения от такой ответственности, процессуальные вопросы урегулирования претензий и предъявления исков, вытекающих из договора перевозки, а также их юрисдикции.

К каждому возмездному договору дорожной (автомобильной) перевозки грузов, когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956), независимо от местожительства и гражданства сторон договора перевозки применяются положения указанной Конвенции (ст. 1 КДПГ). Изъятием из этого правила являются перевозки, регулируемые международными почтовыми конвенциями, перевозки мебели и перевозки тел умерших.

Единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении установлены Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 06.12.1950).

При всякой международной перевозке людей, багажа или товаров, осуществляемой за плату посредством воздушного судна, за исключением перевозки почтовой корреспонденции и почтовых посылок, применяется Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929). Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна предприятием воздушных перевозок.

Положения Конвенции ООН «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, фактического перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другого заинтересованного лица ко всем договорам морской перевозки между двумя различными государствами, если в одном из договаривающихся государств находится порт погрузки или порт разгрузки, либо коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, выдан в одном из договаривающихся государств, либо коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями указанной Конвенции или законодательством любого государства, вводящим их в действие.

В случае, если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, будут применяться положения Конвенции ООН «О международных смешанных перевозках грузов» (заключена в г. Женеве 24.05.1980).

5333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.