Ответ: Стороне, чье право было нарушено, следует самостоятельно определить применимые нормы и предпринять меры для восстановления нарушенного права.
В случае, если повреждение груза произошло по вине перевозчика, наиболее обоснованным юридически будет применение норм отраслевых конвенций в зависимости от вида транспорта, на котором производилась перевозка, – они подробно регулируют вопросы ответственности перевозчика за повреждение груза, ограничения и освобождения от такой ответственности, процессуальные вопросы урегулирования претензий и предъявления исков, вытекающих из договора перевозки, а также их юрисдикции.
К каждому возмездному договору дорожной (автомобильной) перевозки грузов, когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956), независимо от местожительства и гражданства сторон договора перевозки применяются положения указанной Конвенции (ст. 1 КДПГ). Изъятием из этого правила являются перевозки, регулируемые международными почтовыми конвенциями, перевозки мебели и перевозки тел умерших.
Единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении установлены Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 06.12.1950).
При всякой международной перевозке людей, багажа или товаров, осуществляемой за плату посредством воздушного судна, за исключением перевозки почтовой корреспонденции и почтовых посылок, применяется Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929). Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна предприятием воздушных перевозок.
Положения Конвенции ООН «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, фактического перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другого заинтересованного лица ко всем договорам морской перевозки между двумя различными государствами, если в одном из договаривающихся государств находится порт погрузки или порт разгрузки, либо коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, выдан в одном из договаривающихся государств, либо коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями указанной Конвенции или законодательством любого государства, вводящим их в действие.
В случае, если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, будут применяться положения Конвенции ООН «О международных смешанных перевозках грузов» (заключена в г. Женеве 24.05.1980).