Особенности регистрации товарных знаков для торговых сетей

Существующий вектор процесса глобализации диктует направление развития рынка услуг оптовой и розничной торговли. Объединение розничных точек торговли в торговые сети целесообразно с точки зрения эффективности управления капиталом, ресурсами и дальнейшего развития. Как правило, все торговые предприятия торговой сети объединены единым сетевым брендом, общим дизайном как внешнего оформления фасадов, так и внутреннего пространства торговых объектов.

В данной статье рассмотрим вопрос, можно ли зарегистрировать товарный знак в отношении осуществления розничной или оптовой торговли и каким образом.

Для кого важно: для специалистов в области управления интеллектуальной собственностью торговых предприятий.

Обновлено
Федорук Елена
Федорук Елена

патентный поверенный Республики Беларусь

3333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Основную идентифицирующую функцию торговой сети выполняет сетевой бренд. Современным трендом развития сетевой розничной торговли являются собственные торговые марки* (далее — СТМ), способствующие повышению лояльности к сети и росту доходности. 

* В данном контексте торговая марка — это товарный знак, используемый в торговле. В некоторых странах применяется термин trade mark (торговая марка), который по сути представляет собой то, что в Беларуси называется «товарный знак».

Для торговых сетей актуален вопрос о том, каким образом осуществлять защиту сетевого бренда, СТМ, а также что кроме регистрации товарных знаков можно предпринять для более полной защиты бизнеса с точки зрения защиты промышленной собственности.

Справочно.
Сетевой бренд — это обозначение, используемое для идентификации сети (торговой, производственной и пр.).

Первое, что стоит защитить выходящей на рынок новой торговой сети, — это сетевой бренд. Поскольку основным видом деятельности любого торгового предприятия является оказание услуг оптовой и/или розничной торговли, то и регистрацию товарного знака следует осуществлять в отношении однородных услуг 35 класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в том числе таких как «агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]».

Справочно.
Товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров и услуг, в связи с чем они распределены по классам МКТУ. При регистрации товарного знака заявитель указывает классы товаров, услуг, в отношении которых он хочет получить защиту.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если «Перечень товаров и услуг, объединенных в классы» МКТУ не позволяет однозначно классифицировать услугу, то заявитель может отнести ее к классу, который содержит сходные услуги по аналогии. Так, например, многие заявители, оказывающие те или иные торговые услуги при подготовке заявок на регистрацию товарного знака, относят «услуги оптовой и розничной реализации товаров 1–34 классов МКТУ (либо указанный перечень товаров), в том числе с использованием сети Интернет» к услугам 35 класса МКТУ.

Справочно.
Более подробную информацию о входящих в состав классов МКТУ товарах и услугах можно найти по короткой ссылке goo.gl/6Tjhdk либо в Менеджере товаров и услуг, предлагаемом на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности, по короткой ссылке goo.gl/41sHx9.

В случае, если сетевой бренд планируется к использованию и для обозначения товаров собственного производства, то в перечень товаров следует добавить классы МКТУ, включающие эти товары.

Торговые сети часто используют логотипические изображения, которые в совокупности с сетевым брендом, слоганом и другими объектами создают общее впечатление у потребителей о новой сети и влияют на ее узнаваемость. Все указанные обозначения также могут быть защищены в качестве товарных знаков. Оригинальный внешний вид торговых объектов, стоек, прилавков может быть защищен в режиме промышленного образца, а особенности конструкции — полезной моделью.

В качестве примеров приведем пакеты товарных знаков, сформированные наиболее крупными сетями Беларуси.

Общество с ограниченной ответственностью «Евроторг», владелец товарных знаков «Евроопт» и «Брусничка», имеет в своем портфеле более чем 300 зарегистрированных товарных знаков, в том числе:

Общество с ограниченной ответственностью «Табак-инвест» — владелец товарного знака «Корона», имеет более чем 40 зарегистрированных товарных знаков.

Отметим, что следует защищать не только сетевой бренд и СТМ, но и иные обозначения, создающие собственную идентичность торговой сети.

Рекомендации:
1. При регистрации сетевого бренда необходимо включать в перечень товаров услуги 35 класса МКТУ, в том числе «услуги оптовой и розничной реализации товаров 1–34 классов МКТУ (либо указанный перечень товаров), в том числе с использованием сети Интернет».
2. При использовании сетевого бренда в отношении товаров следует регистрировать товарный знак также и в отношении тех классов, куда входят эти товары.
3. Если торговую сеть организует производитель товара, то товарный знак нужно регистрировать как в отношении того класса, куда входят эти товары, так и в отношении услуг 35 класса «услуги оптовой и розничной реализации товаров…».
4. Для регистрации СТМ торговых сетей достаточно осуществить регистрацию в отношении классов, включающих эти товары.

3333 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме