Вы на портале

Отсрочка и рассрочка арендной платы по Указу № 143

Вопрос: Государственная организация сдает в аренду часть капитального строения под размещение кафе. Арендатор помещения попросил предоставить ему отсрочку и рассрочку по оплате арендной платы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ). Может ли арендодатель отказать в предоставлении льготы на том основании, что на арендуемых площадях фактически не осуществляется деятельность по общественному питанию?

Довыденкова Евгения

Заместитель начальника отдела правовой и кадровой работы КУП «Минскоблдорстрой»


3016 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Полагаем, может. 

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической обстановки Указом установлены льготы для поддержки бизнеса. В частности, согласно пп. 6 и 7 Указа арендодатели недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и в собственности хозяйственных обществ с долей государства более 50 %, обязаны предоставлять арендаторам отсрочку оплаты арендной платы по 30.09.2020 с ее последующей рассрочкой до 31.12.2020.

Однако в некоторых ситуациях арендаторы могут злоупотреблять предоставленными льготами, и арендодателям сложно это распознать и предотвратить.

В рассматриваемой ситуации арендатор настаивал, что он имеет право на льготу по арендной плате, поскольку:

  • в уставных документах в качестве основного вида его деятельности указаны услуги по общественному питанию;
  • он осуществляет деятельность исключительно по общественному питанию;
  • в качестве цели договора аренды указаны услуги по общественному питанию и, соответственно, он уплачивает за это арендную плату;
  • услуги по общественному питанию включены в перечень видов деятельности, при осуществлении которых предоставляется льгота по Указу.

Кроме этого, арендатор ссылался на то, что в пп. 6 и 7 Указа в качестве условия предоставления льготы не указана необходимость фактического осуществления деятельности в арендуемых помещениях.

Арендодатель же полагал, что в сложившейся ситуации арендатор не имеет права на предоставление ему отсрочки и рассрочки в рамках Указа. Основной аргумент арендодателя — в арендуемых помещениях фактически не осуществляется деятельность по общественному питанию. Более того, помещение находится в стадии реконструкции и, в принципе, не введено в эксплуатацию. По мнению арендодателя, при разработке Указа законодатель преследовал цель поддержать арендаторов, которые пострадали от сложившейся эпидемиологической ситуации, что не затрагивает арендатора, так как он деятельность пока не осуществлял.

Для прояснения ситуации был направлен соответствующий запрос в государственный орган. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь в своем ответе на запрос поддержал позицию арендодателя и указал, что «на арендованном имуществе не осуществляется вид деятельности, указанный в перечень согласно приложению к Указу, и отсрочка в данном случае не предоставляется».

Таким образом, арендодатель вправе отказать арендатору в предоставлении отсрочки и рассрочки по арендной плате, если в арендном имуществе фактически не осуществляется деятельность по перечню согласно приложению к Указу.

При этом арендодатель может снизить размер арендной платы в рамках Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 (под. 8.2 п. 8, пп. 11, 12, 15), и решений местных исполнительных и распорядительных органов (при их наличии).

3016 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме