Вы на портале

Почему государственно-частное партнерство не тождественно инвестиционному договору?

В последнее время в Республике Беларусь становится все более актуальным использование названия одного из механизмов привлечения инвестиций — государственно-частного партнерства применительно ко всем без исключения взаимоотношениям, возникающим между государством и частным бизнесом. Но при этом в подавляющем большинстве случаев такое упоминание не имеет ничего общего с ГЧП с правовой точки зрения, поскольку обсуждаемые взаимоотношения не находятся в сфере, регулируемой законодательством о ГЧП. Что необходимо знать о различиях и в чем они заключаются?

Обновлено
Макаревич Владислав
Макаревич Владислав

начальник отдела правовой и кадровой работы государственного учреждения «Национальное агентство инвестиции и приватизации»

6944 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что гласит Закон?

В подтверждение различий между инвестиционным договором и государственно-частным партнерством необходимо обратить внимание на абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон о ГЧП), в котором дано легальное определение этого правового института. Так, под государственно-частным партнерством (далее — ГЧП) понимается юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным Законом о ГЧП, осуществляемое в форме соглашения о ГЧП.

Анализ данного определения показывает, что соглашение о ГЧП в отечественном законодательстве выступает единственной формой его осуществления и по своей сути является новым видом договора для законодательства Республики Беларусь.

Справочно.
Первым проектом ГЧП является проект по  реконструкции и техническому обслуживанию объекта «Автомобильная дорога  М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель —
Кобрин км 109,9 — км 195,15» (Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2018 № 461 «О реконструкции автомобильной дороги»).

Каков механизм реализации партнерства?

Подготовка проекта ГЧП предусматривает как государственную (проект разрабатывается заинтересованным государственным органом), так и частную инициативу (проект разрабатывается субъектом хозяйствования при согласии заинтересованного государственного органа, который согласовывает его с отраслевыми и территориальными государственными органами). Механизм реализации партнерства выглядит следующим образом:

1. Концепция проекта ГЧП подлежит рассмотрению на Межведомственном инфраструктурном координационном совете, а в отношении проектов в сфере IT — на Совете по развитию цифровой экономики.

2. Разрабатываются документы предложения (технико-экономического обоснования (выступающего в качестве финансовой модели всего проекта ГЧП), паспорта проекта ГЧП и проекта соглашения о ГЧП (содержащего все условия реализации проекта ГЧП)), которые также согласовываются с отраслевыми и территориальным государственными органами.

Справочно.
Документы предложения подлежат рассмотрению на Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь, если проект предлагается реализовать от имени Республики Беларусь (административно-территориальной единицы) и его стоимость превышает 1000 базовых величин.

3. Принимается решение о реализации проекта ГЧП от имени Республики Беларусь или от имени административно-территориальной единицы (ст. 16 Закона о ГЧП).

Справочно.
Решение о реализации проекта ГЧП принимается в виде Указа Президента Республики Беларусь (при предоставлении частному партнеру льгот и (или) преференций), в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь (при реализации проекта без льгот и (или) преференций), в виде решения Совета депутатов соответствующей административно-территориальной единицы вне зависимости от ее уровня.

4. На основании решения о реализации государственный партнер разрабатывает и согласовывает конкурсную документацию, а также создает конкурсную комиссию, которая и проводит конкурс по проекту ГЧП.

5. По результатам конкурса государственный партнер совместно с победителем конкурса и (или) его коммерческой организацией, создаваемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь, может проводить переговоры на предмет уточнения условий соглашения о ГЧП, за исключением не подлежащих изменению (в случае отражения их в решении о реализации проекта ГЧП), существенных, а также условий, содержащихся в конкурсном предложении победителя конкурса.

6. Заключается соглашение о ГЧП, содержащее все условия реализации проекта ГЧП, в том числе его финансовую модель.

Каковы отличия от инвестиционного договора?

Основные отличия соглашения о ГЧП от инвестиционного договора состоят в следующем:

— инвестиционный договор направлен на стимулирование привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь путем предоставления льгот и (или) преференций инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, и носит коммерческий характер, то есть не имеет ограничений по суммам получаемой прибыли и реализуется на страх и риск самого инвестора;

— соглашение о ГЧП носит социальный характер и направлено на решение социально значимых задач с использованием объектов инфраструктуры, но при этом государство детально рассчитывает условия финансирования проекта с учетом затрат и гарантированной суммы прибыли частного партнера с учетом долгосрочного характера отношений.

Справочно.
Инвестиционный договор — это договор, заключаемый между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, в порядке и на условиях, определяемых Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

Льготы — сдерживающий фактор или стимул?

Следует отметить устоявшееся мнение скептиков ГЧП в части отсутствия инициатив по реализации проектов ГЧП из-за незакрепления на законодательном уровне перечня льгот и (или) преференций для частного партнера, аналогично предоставляемых в рамках инвестиционных до-говоров.

Льготы и (или) преференции в проектах ГЧП необходимо рассматривать лишь с одной точки зрения — одного из видов вклада государственного партнера в виде уменьшения платежей частному партнеру в рамках соответствующего проекта ГЧП. Данный подход основывается на том, что государственный партнер, так же как и частный партнер, рассчитывая условия финансирования по проекту ГЧП, учитывают в том числе и налоги (сборы) частного партнера, которые возникнут в ходе реализации проекта.

Почему инвестор не торопится участвовать в государственно-частном партнерстве, предпочитая реализовывать проекты в рамках инвестиционного договора?

Отвечает Екатерина Забелло, адвокат АБ «ВМП Власова, Михель и Партнеры»


Законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в Беларуси является относительно новым, и до сих пор в рамках этой правовой базы не было реализовано ни одного проекта. За последние 10 лет наиболее распространенной моделью регулирования отношений между государством и инвестором стал так называемый «инвестиционный договор». Почему так произошло?
Во-первых, форма ГЧП пока не получила должного распространения в Беларуси ввиду упомянутой относительной новизны ее правового регулирования. Во-вторых, перечень проектов для реализации в рамках ГЧП намного у́же перечня проектов, реализуемых на основании инвестиционных договоров. Если в рамках ГЧП могут быть реализованы только проекты по развитию инфраструктуры, то предметом регулирования инвестиционного договора может стать практически любой инвестиционный проект, приоритетный для государства. В-третьих, Законом о ГЧП определено, что государственные органы и организации, инициирующие проект ГЧП, осуществляют подготовку предложения о реализации проекта ГЧП в соответствии с установленной процедурой, и на сегодняшний день перечень таких проектов крайне невелик.
Наконец, если Декрет № 10 содержит подробный перечень льгот и преференций, которые предоставляются любому инвестору, реализующему проект на основании инвестиционного договора, то законодательство о ГЧП такого перечня не содержит. Безусловно, и соглашение о ГЧП, и инвестиционный договор могут содержать также и расширенный (индивидуальный) перечень льгот, если соответствующее решение принято Советом Министров или Президентом в пределах их полномочий. Однако отсутствие для ГЧП в законодательстве «базового», или «универсального», перечня можно также рассматривать как один из факторов, влияющих на невысокий интерес инвесторов к данной форме сотрудничества с государством.
Вступившие в силу с 01.02.2019 корректировки коснулись, в частности, запрета для иностранных лиц выступать стороной по соглашению о ГЧП (отныне частным партнером сможет быть только коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Беларуси, или индивидуальный предприниматель), и можно предположить, что такое нововведение также не добавит популярности ГЧП.

6944 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме