Вопрос № 1. Что сейчас происходит в сфере ГЧП?
Вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2016 № 532 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. "О государственно-частном партнерстве"» (далее — постановление № 532). Идет разработка иных документов. Прорабатываются проекты ГЧП, содержащиеся в Национальном инфраструктурном плане.
Читайте по теме:
Государственно-частное партнерство приходит в Беларусь (Юрист. 2016. № 4)
Владислав Макаревич, консультант юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь:
«С 27.07.2016 вступило в силу постановление № 532. Данным документом были утверждены:
- Положение о порядке подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства;
- Положение о порядке организации и проведения конкурса по выбору частного партнера для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве;
- Положение о порядке ведения Государственного реестра соглашений о государственно-частном партнерстве.
Кроме того, изменено* постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 508 «О Межведомственном инфраструктурном координационном совете» (далее — МИКС). Государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее —НАИП) определено в качестве организации по развитию ГЧП. На момент проведения заседания круглого стола предполагалось, что таким органом будет являться Центр ГЧП.
* Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2016 № 611 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», вступившим в силу с 09.08.2016.
Роль НАИП в организации и подготовке проектов ГЧП заключается:
- в разработке, согласовании, а также внесении на рассмотрение и утверждение МИКС проекта Национальной инфраструктурной стратегии*;
* Заменит Национальный инфраструктурный план до 01.10.2016.
- проведении оценки концепции проекта ГЧП;
- проведении оценки документов предложения, включающих в себя ТЭО, паспорт проекта ГЧП, проект соглашения о ГЧП;
- проведении оценки проекта конкурсной документации.
Само по себе принятие вышеуказанных постановлений — это один из шагов на пути привлечения частных партнеров в экономику Республики Беларусь. НАИП совместно с государственными органами проводит работу по детальной проработке условий реализации проектов, содержащихся в Национальном инфраструктурном плане*, для дальнейшего их предложения на конкурсной основе потенциальным частным партнерам. По своей сути такая работа является государственной инициативой. На сегодняшний день в данном плане содержится 7 проектов, предлагаемых к реализации в рамках ГЧП.
* См. по короткой ссылке http://bit.ly/2aYSbUO.
Отмечу, что частный партнер сам может выступить со своей инициативой проекта ГЧП. На заседании круглого стола обсуждалась возможность заявления частной инициативы, и во вступившем в силу постановлении № 532 этот механизм сохранен без значительных изменений.
Вопрос № 2. Чем инвестиционный договор отличается от соглашения о ГЧП?
Частный партнер после строительства получает право на управление объектом инфраструктуры и его обслуживание, возмещая свои расходы на строительство и получая доход за счет потребителей и/или государства. По истечении срока действия соглашения о ГЧП объект передается государству. Инвестор же без участия государства финансирует строительство и остается собственником объекта.
Владимир Хлабордов, начальник юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь: «ГЧП позволяет, используя собственные средства, привлеченные средства, осуществлять строительство и эксплуатацию объекта, как создаваемого, так и реконструируемого, с выплатами за счет потребителей».
Владислав Макаревич: «Основное отличие соглашения о ГЧП от инвестиционного договора заключается в том, что оно предусматривает эксплуатационную стадию: период эксплуатации инфраструктурного объекта в течение 10–20 лет. Предусматривается возмещение затрат частных партнеров».
Татьяна Шишкарёва, ИООО «Сорайнен и партнеры»: «За счет частного партнера решается необходимая государству задача: строительство/модернизация. Но в отличие от инвестдоговора у государства сохраняется контроль за эксплуатацией возведенного и переданного инвестору объекта».
Вопрос № 3. Кто может являться инициатором проекта ГЧП?
Возможны государственная и частная инициативы.
Владислав Макаревич: «В настоящее время основным инициатором будет государство. Кроме государственного инициатора предусматривается еще и частный, который обращается непосредственно в госорган: в территориальный исполком либо в соответствующие министерства, ведомства, для последующего процесса подготовки проекта ГЧП к реализации».
Вопрос № 4. Что такое «концепция проекта ГЧП»?
Разработка концепции — это первый этап подготовки проекта ГЧП. Требования к концепции будут утверждены Министерством экономики.
Владислав Макаревич: «Это предварительные данные для реализации проекта, то, что мы хотим в итоге получить, общие характеристики самого проекта, где он располагается, какого предварительно вида будет. Например, дорога будет восьмиполосная, с определенной шириной полосы, расстояние дороги, период строительства и период эксплуатации, сколько денег необходимо для строительства, дальнейшей эксплуатации и источники возмещения».
Вопрос № 5. Каков механизм разработки и согласования концепции проекта ГЧП?
Концепцию проекта ГЧП разрабатывает государственный или частный инициатор. Предусмотрено несколько стадий согласования концепции, в которых участвуют МИКС, НАИП, Министерство экономики, иные государственные органы.
Владислав Макаревич: «Первая стадия — госорган или исполком, он принимает решения как государственный инициатор либо как заинтересованный орган на основании частной инициативы. Например, Министерство здравоохранения, которое выступает с инициативой реконструкции больницы, разрабатывает концепцию проекта ГЧП и направляет ее заинтересованным государственным органам для согласования, а после — в Центр ГЧП, который готовит заключение по концепции. После получения положительного заключения по концепции государственный инициатор вносит данную концепцию в Министерство экономики, которое в последующем вносит ее на рассмотрение в МИКС.
Частный инициатор обращается непосредственно в госорган: в территориальный исполком либо в соответствующие министерства, ведомства, для последующего процесса подготовки проекта ГЧП к реализации. Он представляет концепцию проекта ГЧП. Госорган, в свою очередь, смотрит, насколько необходим тот или иной проект, и высказывает свое мнение по данному вопросу. Если этот проект устроит госорган или местный исполком, то процесс продолжается, в том числе разрабатывается технико-экономическое обоснование и другая документация».
Вопрос № 6. Кто финансирует разработку концепции проекта ГЧП, технико-экономического обоснования, других документов?
По общему правилу: при государственной инициативе — за счет средств бюджета, при частной — за счет частного инициатора.
Владислав Макаревич: «В рамках частной инициативы, как правило, у госоргана отсутствует соответствующее финансирование по той простой причине, что оно ранее не планировалось. В таком случае вести речь о финансировании разработки документов за счет бюджета в год обращения не представляется возможным. Но если частный инициатор все же желает построить дорогу, то тогда он приходит в Министерство транспорта и аргументирует свою позицию о необходимости данной дороги. Финансирование на следующий год предусмотрит само Министерство транспорта, если будет принято решение о необходимости конкретной дороги».
Вопрос № 7. Как происходит выбор частного партнера для реализации проекта ГЧП?
После утверждения и согласования концепции проекта ГЧП, технико-экономического обоснования разрабатывается конкурсная документация, которая также проходит этапы согласования. Затем проводится конкурс и заключается соглашение о ГЧП.
Владислав Макаревич: «Процедура конкурса состоит из двух этапов. На первом этапе происходит предварительный отбор, от участников конкурса требуется предоставление определенного перечня документов, указываемых в приглашении. А на втором этапе выбирается лучшее конкурсное предложение участника конкурса, с которым будет заключаться соглашение».
Татьяна Шишкарёва: «Эта схема похожа на процедуру госзакупок, только за деньги частного партнера. Получается, что, разработав за свой счет подробные требования к проекту, инвестор приходит на конкурс, где теоретически могут появиться другие потенциальные партнеры государства. Мы можем этот конкурс проиграть, остаться ни с чем, и соглашение будет заключено с кем-то другим».
Владислав Макаревич: «Если частный инициатор не выиграл конкурс, но понес затраты на подготовку проекта (разработку документации, используемую при проведении конкурса), он должен получить возмещение в разумном объеме».
Вопрос № 8. Каковы основные проблемные вопросы?
Многоступенчатость согласования документов; риск отказа от рассмотрения частной инициативы на уровне сельсовета, исполкома; неопределенность в возмещении затрат частного инициатора, не выигравшего конкурс; отсутствие возможности участия частного инициатора в разработке проекта ГЧП, если он разрабатывается государственным инициатором.
Игорь Верховодко, ООО «Верховодко и партнеры»: «Механизм прохождения проектов крайне бюрократический. Частному партнеру навязывается государственная инициатива. Государство контролирует частного инвестора, отсеивает, проводит конкурс и добивается того, чего хочет. На любом этапе государство может в принципе прекратить сотрудничество с частным партнером. Проект соглашения о ГЧП должен быть предметом обсуждения с самого начала, потому что можно пройти большой путь, а в итоге не сойтись на условиях соглашения. Мне кажется, нет диалога между государством и частным инициатором, который ему необходим».
Владислав Макаревич: «Обсуждение условий проекта в порядке частной инициативы происходит как при подготовке проекта, так и при согласовании его с заинтересованными органами, а также при проведении переговоров, в том числе при государственной инициативе, с победителем конкурса. Предлагаемый механизм, возможно, на первый взгляд выглядит немного бюрократичным. Однако необходимо понимать, что проект ГЧП в отличие от инвестиционного проекта предусматривает возмещение затрат частному партнеру на этапе эксплуатации объекта инфраструктуры, который будет составлять 10–20 лет, а также получениие им определенного уровня доходности в течение этого срока. При этом возмещение данных затрат и получение определенного уровня доходности возможно как за счет потребителей услуг, так и за счет бюджетных средств, в случае если потребители услуг по тем или иным причинам не смогут возмещать подобные затраты и формировать определенный уровень доходности. Данное условие в свою очередь включается в соглашение о ГЧП, которое должно устраивать обе стороны, что, по сути, также является диалогом между государством и частным партнером».