Вы на портале

Правовая природа токенов

Активное развитие новых технологий в мире приводит к необходимости их правового регулирования, появлению новых правовых институтов. На сегодняшний день Респуб­лика Беларусь входит в число юрисдикций с развитым позитивным регулированием сферы оборота токенов, однако правовая природа токена как объекта гражданского права на данный момент не определена. В статье авторы рассматривают вариант решения проблемы определения места токена в системе объектов гражданских прав.

Хандрико Артём
Хандрико Артём

Руководитель практики информационных технологий и интеллектуальной собственности ООО «Ревера Лигал»

Якушев Глеб
Якушев Глеб

Ведущий юрист ООО «Ревера Лигал»

920 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Основы правового регулирования токенов (далее — токены) сформированы Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8). Декрет № 8 установил требования к операциям по созданию, размещению, хранению, обмену, приобретению, отчуждению токенов и совершению с ними иных сделок (операций), а также к деятельности операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, организаторов ICO и майнеров. Одним из ключевых нововведений стало нормативное закрепление в обороте понятий «цифровой знак (токен)» и «криптовалюта».

Наблюдательный совет Парка высоких технологий в мае 2023 г. утвердил Правила осуществления деятельности, связанной с оказанием услуг по осуществлению сделок (операций) с токенами в интересах других лиц, в результате чего в Беларуси могут появиться криптоброкеры.

Все это позволяет говорить о перспективах развития криптосферы в Рес­публике Беларусь. Вместе с тем правовая природа токена, его место в системе объектов гражданских прав на данный момент не определены.

Понятие и виды токенов в Республике Беларусь

Согласно п. 12 приложения 1 к Декрету № 8 под токеном понимается запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца токена прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.

В свою очередь под криптовалютой понимается биткоин, иной токен, используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 4 приложения 1 к Декрету № 8).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что токен является более широким понятием, которое в том числе включает в себя криптовалюту.

Таким образом, белорусское законодательство на данный момент выделяет следующие виды токенов:

1) токен, используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 4 приложения 1 к Декрету № 8);

2) токен, удостоверяющий наличие у его владельца прав на объекты гражданских прав (п. 12 приложения 1 к Декрету № 8);

3) токен, удостоверяющий наличие у его владельца прав на объекты гражданских прав и используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 12 приложения 1 к Декрету № 8).

К первому виду токенов, по нашему мнению, следует отнести токены Bitcoin, Ethereum, Litecoin и иные аналогичные им. Такие токены не предоставляют их владельцу права требования от третьих лиц каких-либо встречных предоставлений, в отличие от токенов второго вида. Вместе с тем, исходя из сложившейся практики, такие токены могут активно применяться как универсальное средство обмена.

В качестве практического примера использования в Республике Беларусь второго вида токенов приведем токены, создаваемые и размещаемые резидентом Парка высоких технологий ООО «ДФС» (finstore.by). На основании анализа деклараций «White Paper», представленных ООО «ДФС», можно сделать вывод, что такие токены могут удостоверять наличие у их держателя права на получение определенного дохода (в виде денег, токенов иных видов). Законодательство Республики Беларусь не содержит ограничений по выбору базового объекта гражданских прав, то есть наравне с деньгами могут использоваться ценные бумаги, иное имущество и т.д. При этом такие токены, по нашему мнению, не используются в обороте в качестве универсального средства обмена.

Справочно.
Декларация «White Paper» — документ, содержащий сведения о деятельности, для которой привлекаются инвестиции посредством размещения токенов, и лице, планирующем ее осуществлять (подп. 3.1 п. 3 Правил осуществления деятельности оператора криптоплатформы, утвержденных Решением Наблюдательного совета Парка высоких технологий).

К третьему виду токенов предлагаем отнести токены, представляющие собой фиатные (государственные) валюты. Например, в рамках криптоплатформ сложилась практика эмиссии (выпуска) собственных токенов, которые предоставляют право требовать встречного предоставления в виде единицы реальной валюты (долларов, евро, рублей и пр.). При этом такие stable coin («стабильные» криптовалюты) на практике используются и в качестве универсального средства обмена.

Справочно.
Фиатные (фидуциарные, то есть основанные на доверии) валюты — государственные валюты, не обеспеченные каким-либо активом, золотом или физическим товаром, не имеющие внутренней стоимости.

Понятие и место токена в системе объектов гражданских прав иностранных государств

На сегодняшний день единого принципа отнесения токена к системе объектов гражданских прав в мире не существует. Проведя анализ норм законодательства иностранных юрисдикций, можно выделить следующие подходы:

  • отсутствие квалификации токена как объекта гражданских прав;
  • отнесение токена к уже закрепленным в законодательстве видам объектов гражданских прав (ценные бумаги, деньги, товары и т.д.);
  • выделение токена как отдельного нового объекта гражданских прав.

В Российской Федерации долгое время не было четкой позиции государства относительно правовой природы токенов, их юридического статуса. Центральный банк Российской Федерации призывал граждан воздерживаться от каких-либо операций с токенами. При этом налоговые органы заявляли, что операции, связанные с приобретением или продажей токенов с использованием валютных ценностей, являются валютными операциями, тем самым косвенно приравнивая токены к иностранной валюте. 

В 2019 г. в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) были внесены изменения — введено понятие «цифровые права», к которым относятся и токены. Также данное понятие было прямо отнесено к категории «имущественные права» в системе объектов гражданских прав. 

Справочно.
Согласно ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

В США не выработали единого подхода к отнесению токенов к конкретному объекту гражданских прав. На данный момент федеральное законодательство еще только формируется. Правоприменительной практикой были выделены следующие категории токенов:

  • utility (полезные или служебные) токены, которые выполняют определенную функцию на конкретной платформе/сервисе, например, позволяют пользователям покупать или продавать свои услуги;
  • security токены, которые предоставляют владельцам право голосовать, право на получение прибыли и др.

Однозначной квалификации первой категории законодательством США не предусмотрено, однако комиссией по ценным бумагам и биржам на практике был выработан широкий оценочный подход к отнесению того или иного токена (цифрового актива) к «ценной бумаге»: 

  • в случае если у покупателя/владельца цифрового актива есть разумные ожидания прибыли, полученной от усилий других, то такой токен в конечном итоге подпадает под регулирование законодательства о ценных бумагах; 
  • в ином случае отнесение такого токена к конкретному объекту гражданских прав прямо не урегулировано и с точки зрения налогового законодательства он будет рассматриваться в рамках общей категории «имущество».

Согласно федеральному законодательству США о ценных бумагах вторая категория токенов однозначно квалифицируется как «ценные бумаги» и подпадает под действие Закона о ценных бумагах 1933 г. и Закона о ценных бумагах и биржах 1934 г.

Европейским парламентом был принят Регламент о рынках криптоактивов (MiCA), который регулирует порядок выпуска виртуальных активов (токенов) и порядок оказания услуг, связанных с ними. MiCA определяет виртуальный актив как «цифровое представление стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде с использованием технологии распределенных книг или аналогичной технологии». 

Справочно.
Положения MiCA будут вступать в силу постепенно с июня 2024 г. и полностью вступят в силу к началу 2025 г.

Основными видами виртуальных активов по MiCA являются:

  • токенизированный актив (ART, asset-referenced tokens) — виртуальный актив, стоимость которого привязана к курсу фиатных валют, или к стои­мости одного или нескольких товаров/виртуальных активов, или к комбинации таких активов. Примером может служить токенизированный актив Digix («DGX»), обеспеченный эквивалентным количеством физического золота, хранящегося в надежном хранилище;
  • токенизированные электронные деньги (EMT, e-money token) — виртуальный актив, стоимость которого привязана только к одной фиатной валюте и ею же обеспечена. Разница между АRТ и EМТ заключается в конфигурации базового актива — АRТ используют материальные активы или корзину (сочетание видов) валют, в то время как EМТ-токены используют одну валюту, что сближает их с концепцией электронных денег;
  • иные виртуальные активы, которые не относятся к АRТ или EМТ, например, utility tokens, которые предназначены для предоставления цифрового доступа к товару или услуге, доступны в определенной системе распределенных реестров и принимаются только эмитентом этого токена.

Выводы
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что в качестве ключевого критерия при отнесении токенов к какому-либо виду объектов гражданских прав следует использовать предназначение (функцию) такого токена, поскольку отнесение всех токенов к какому-то одному виду объектов гражданских прав, которые уже предусмотрены ст. 128 ГК, не представляется корректным.
Таким образом, по нашему мнению, наиболее приемлемым решением проблемы определения места токена в системе объектов гражданских прав, как указано выше, может стать отнесение их к различным видам объектов гражданских прав, в зависимости от вида токена:
1) токены, удостоверяющие наличие прав на объекты гражданских прав, исходя из анализа подп. 2.9 п. 2 ст. 13 НК следует относить к «имущественным правам»;
2) токены, используемые в обороте в качестве универсального средства обмена, а также токены, удостоверяющие наличие прав на объекты гражданских прав и используемые в обороте в качестве универсального средства обмена, с учетом своего предназначения и функции (использование в качестве средства сбережения/инвестирования, платежного инструмента) могут относиться к категории «деньги».

920 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме