Вы на портале

Споры о правах на цифровой контент: как не потеряться в праве США

В жизнь большинства пользователей уже уверенно вошли различного рода платформы, такие как Google Play, Apple AppStore, Creative Commons, Steam, PlayStation Store, SoundCloud, Spotify, Youtube. Мобильные приложения, компьютерные программы, игры, видеоролики и другие материалы, размещенные на этих платформах, потенциально могут нарушать авторские права третьих лиц, ведь платформы не могут самостоятельно отслеживать все нарушения и немедленно реагировать на них.

Что делать разработчику, чтобы защититься от возможных требований правообладателей и не допустить удаления продукта администрацией платформы? Как издателю защитить свой продукт от копирования? 

Ошмян Юлия
Ошмян Юлия

Руководитель проектов в сфере арбитража и экономических споров, адвокат Минской областной коллегии адвокатов | REVERA

Никитина Валерия
Никитина Валерия

Младший юрист REVERA

3653 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уязвимость платформы

Возможность нарушения авторского права размещенным на платформе контентом делает платформу потенциально уязвимой, так как третьи лица могут предъявлять к ней требования в связи с допущенными нарушениями. Чтобы обезопасить платформы от потока требований правообладателей, в США в 1998 г. был принят DMCA (Digital Millennium Copyright Act) — «Закон об авторском праве в цифровую эпоху».

Большинство крупнейших онлайн-платформ зарегистрированы в США, поэтому к нарушению авторских прав, допущенному в связи с размещением контента на этих платформах, будут применяться правила и процедуры DMCA независимо от места нахождения правообладателя и нарушителя. В связи с этим практически любой компании необходимо понимать механизм работы указанного акта.

Что такое DMCA и OCILLA?

DMCA — закон США в области авторского права, предусматривающий механизм защиты онлайн-платформы как поставщика услуг (service provider) от требований правообладателей в связи с размещением на платформе контента, нарушающего авторские права. DMCA применяется настолько широко, что встречается даже на платформах, зарегистрированных не на территории США.

Одной из составных частей DMCA является OCILLA (Online Copyright Infringement Liability Limitation Act) — «Закон об ограничении ответственности за нарушение авторских прав в Интернете». Цель OCILLA — уравновесить конкурирующие интересы правообладателей, пользователей и поставщиков онлайн-услуг (в том числе платформ).

OCILLA устанавливает два ключевых условия освобождения онлайн-платформ (поставщиков онлайн-услуг) от ответственности: 

— платформа не отслеживает контент, загружаемый пользователями (поскольку через нее ежесекундно проходит большой поток информации); 

— платформа при получении жалобы, основанной на DMCA, немедленно принимает меры по удалению контента, нарушающего авторские права заявителя.

Справочно.
OCILLA имеет второе название — «Safe Harbour» («Безопасная гавань»). Это правило означает, что платформа, которая формально содержит в себе контент, нарушающий авторские права третьего лица, не несет ответственности за такое нарушение, если она исполняет обязанности, предусмотренные законом для таких случаев (например, удаляет нарушающий контент при получении соответствующей жалобы).

Следует понимать, что DMCA разработан в первую очередь для защиты интересов онлайн-платформ от исков правообладателей и только во вторую очередь — для защиты интересов самих правообладателей. В случае соблюдения онлайн-платформой установленного порядка рассмотрения жалоб правообладателей она освобождается от ответственности за размещенный на такой платформе контент.

Когда применяется DMCA?

DMCA применяется только к нарушениям авторского права, то есть в отношении литературных произведений (включая романы, стихи, статьи и приложения для смартфонов), музыкальных произведений (включая ноты, мелодии и текст), аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и других объектов.

Вместе с тем DMCA не применяется:

— при нарушении прав на товарный знак; фирменное наименование; патенты (к примеру, дело CrossFit, Inc. v. Alvies, No. 13–3771, 2014 WL 251760, где суд указал, что жалоба в порядке DMCA не может заявляться при нарушении прав на товарный знак);

— при копировании идеи без использования конкретных объектов авторского права, принадлежащих правообладателю (законодательство США, как и белорусское право, охраняет только конкретные выражения идеи, к примеру, конкретную мелодию, видео, картинку или текст).

DMCA: процедура рассмотрения споров

Шаг 1. Направление уведомления о нарушении 

Если правообладатель считает, что его авторские права нарушены в связи с размещением третьим лицом контента на платформе, он направляет в адрес платформы уведомление о нарушении. 

Справочно.
Уведомление о нарушении может также называться «notification of claimed infringement», или «takedown notice», или «DMCA notice».

Уведомление составляется на английском языке и направляется в письменной форме по адресу платформы либо по электронной почте. В соответствии с требованиями DMCA сведения о лицах, уполномоченных на принятие таких уведомлений, и их контактные данные (имя, адрес, номер телефона, е-mail) платформа обязана разместить в общем доступе, в том числе на своем веб-сайте.

Уведомление должно содержать следующую информацию и реквизиты:

1) подпись лица, уполномоченного действовать от имени правообладателя;

2) указание на защищенное авторским правом произведение;

3) указание на материал, который нарушает авторские права, а также сведения о месте размещения такого материала (обычно в виде ссылки на контент);

4) контактные данные заявителя (адрес, номер телефона, е-mail);

5) заявление о том, что заявитель добросовестно полагает, что использование материала указанным способом не разрешено правообладателем, его агентом или законом;

6) заявление о том, что информация в уведомлении является точной, а заявитель уполномочен действовать от имени правообладателя.

Справочно.
Унифицированной формы уведомления о нарушении нет, но многие платформы облегчают жизнь правообладателям и размещают на своих веб-сайтах форму заявления, которую необходимо заполнить.
Например, с формой заявления, используемой компанией Apple, Inc., можно ознакомиться по ссылке apple.co/3iQQZWw.

Правообладатель не обязан прилагать к уведомлению документы, подтверждающие его авторские права. Предполагается, что заявитель действует добросовестно и обладает такими правами, в противном случае он обязан возместить убытки, причиненные пострадавшей стороне. Кроме того, в США, как и в большинстве стран мира, для возникновения авторских прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. В результате у многих правообладателей отсутствуют документы, подтверждающие владение авторскими правами.

Справочно.
Отсутствие необходимости прилагать к уведомлению документы, подтверждающие авторские права, создает условия для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции. Нередко компании заявляют о нарушении исключительно с целью навредить своему конкуренту и вытеснить его с рынка. В отличие от иска уведомление в рамках DMCA подается бесплатно и рассматривается быстрее, потому это самый простой способ «насолить» конкуренту.

Шаг 2. Переговоры

Получив уведомление о нарушении, платформа пересылает его владельцу контента с указанием контактных данных заявителя, предлагая провести переговоры или удалить контент. Чтобы правильно понимать условия удаления контента с платформы, необходимо обращаться не только к DMCA, но и непосредственно к Руководству пользователя каждой отдельной платформы (Guidelines).

Правила DMCA не предусматривают этап переговоров сторон по поданному уведомлению — платформа должна немедленно удалить или заблокировать оспариваемый контент. Однако платформы, в частности Apple AppStore и Google Play, пользуются тем, что DMCA не конкретизирует термин «немедленно» (expeditiously), и предоставляют возможность владельцу контента и заявителю урегулировать спор мирно.

На практике платформы немедленно удаляют контент, если он является очевидной копией («клоном») объекта авторских прав.

В других случаях платформы предпочитают сохранять нейтралитет, предлагают сторонам самостоятельно урегулировать спор и уведомить платформу о результате досудебной процедуры.

После получения от платформы уведомления о нарушении рекомендуется оперативно проанализировать ситуацию и начать переписку с заявителем:

— если нарушение действительно есть, спорный контент необходимо удалить и проинформировать об этом платформу;

— если же уведомление о нарушении необоснованно, следует заверить платформу, что объект создан самостоятельно без нарушения авторского права, а также направить заявителю мотивированные возражения с опровержением его аргументов и предоставлением доказательств наличия прав на контент.

В подавляющем большинстве случаев такие споры удается урегулировать на досудебном этапе. Заявитель может добросовестно заблуждаться относительно наличия факта нарушения и изменить свою позицию после анализа встречных аргументов. На практике большинство уведомлений о нарушении не имеет судебной перспективы, так как заявители указывают абстрактные нарушения по элементам, не защищаемым авторским правом США (например, «копирование духа игры»; «кнопки управления размещены в тех же местах»; «элемент изображен пунктирными линиями, как в нашем приложении» и т.д.).

Если заявитель действует недобросовестно и рассчитывает на немедленное удаление контента его конкурента, то, столкнувшись с нейтралитетом платформы и проработанной правовой позицией, он может отозвать жалобу, чтобы избежать для себя негативных последствий, в том числе встречных требований владельца контента.

Шаг 3. Встречное уведомление (counter notification) и обращение в суд

Если спор не урегулирован в добровольном порядке, платформа, скорее всего, заблокирует или удалит оспариваемый контент. Платформа не выполняет судебную функцию и не обязана устанавливать нарушение авторских прав. Платформа вынуждена страховать свои риски, действуя по процедуре DMCA: если она не удалит спорный контент, а суд придет к выводу, что нарушение авторских прав есть, то платформа будет нести ответственность перед заявителем за допущенное нарушение.

Справочно.
Поскольку платформа не является судом, она не вправе устанавливать факт нарушения прав интеллектуальной собственности. Поэтому контент, предположительно (по мнению заявителя) нарушающий авторские права, будет удален. Если удаление было незаконным (например, впоследствии обнаружится, что жалоба была безосновательной), ответственность за удаление контента будет нести недобросовестный заявитель.

Если контент заблокирован или удален, его владелец вправе направить платформе встречное уведомление (counter notification) — заверение об отсутствии нарушения авторских прав. Чтобы встречное уведомление было действительным и влекло предусмотренные DMCA последствия, оно должно содержать следующую информацию и реквизиты:

1) подпись лица, уполномоченного действовать от имени владельца контента;

2) указание на материал, который был удален или заблокирован, и место, в котором материал был ранее размещен;

3) заявление о том, что лицо добросовестно полагает, что контент был удален или заблокирован в результате ошибки или неправильной идентификации контента, который должен быть удален или заблокирован;

4) имя, адрес и номер телефона заявителя, а также заявление о том, что лицо соглашается с юрисдикцией Федерального окружного суда США для судебного округа, в котором находится заявитель, или, если заявитель находится за пределами США, для любого судебного округа, в котором может находиться платформа, и что лицо примет судебную повестку от заявителя уведомления о нарушении авторских прав или его представителя.

Рекомендация.
Сторонам рекомендуется приложить максимум усилий для урегулирования спора мирным путем, поскольку судебные разбирательства по вопросам интеллектуальной собственности в США дорогие — стоимость защиты актива может быть несоразмерна стоимости актива как такового.

После этого заявитель может либо отозвать уведомление о нарушении, либо подать иск о защите авторских прав. Иск должен быть подан в течение 10 рабочих дней после получения встречного уведомления, так как в противном случае платформа восстановит доступ к удаленному или заблокированному контенту. Если же заявитель подаст иск в указанный срок и предоставит платформе доказательства подачи иска, то доступ к контенту и далее будет ограничен. Доступ может быть восстановлен по результатам судебного разбирательства, если суд откажет в удовлетворении иска.

Выводы:
1. Если вы правообладатель и ваши авторские права на цифровой контент нарушаются, DMCA для вас будет эффективным инструментом защиты своих интересов, если нарушение произошло на онлайн-платформе, зарегистрированной в США.
2. Жалобу стоит подавать только в том случае, если вы уверены в нарушении вашего авторского права. В противном случае к вам могут быть предъявлены встречные требования со стороны владельца спорного контента.
3. До подачи жалобы рекомендуется связаться с владельцем спорного контента и попробовать урегулировать спор путем переговоров. Возможно, владелец не знал о том, что его контент нарушает ваши авторские права (например, если разработчик, фактически использовавший чужой контент, и издатель — разные лица).
4. Если вы являетесь владельцем контента и получили жалобу по процедуре DMCA, необходимо проанализировать заявленную жалобу, оценить перспективы рассмотрения спора и либо удалить контент, нарушающий авторские права, либо подготовить мотивированный ответ в адрес заявителя жалобы и платформы.

3653 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме