Нормативный акт:Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств»
Дата вступления в силу: 30.05.2018
В чем либеральность нововведенных норм?
До вступления в силу Указа вопросы реструктуризации задолженности хозяйственных обществ были урегулированы в белорусском законодательстве фрагментарно, при этом участие негосударственных банков в реструктуризации долгов было существенно ограничено. Действовавшее ранее Положение о реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками, допускало реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ перед государством (по платежам в бюджет) и государственными банками (по кредитным договорам) с передачей долей (акций) соответствующих хозяйственных обществ в собственность Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и (или) государственных банков. Другим нормативным правовым актом, регулировавшим вопросы реструктуризации задолженности еще до принятия Указа, являлось Положение, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.09.2011 № 1269 и устанавливающее порядок реструктуризации отдельных видов задолженности открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь». По сравнению с вышеуказанными нормативными правовыми актами Указ существенно расширил полномочия негосударственных банков по оперированию проблемной задолженностью предприятий и закрепил ряд инструментов, которые могут использоваться банками в целях ее реструктуризации.
Справочно.
Новое Положение о реструктуризации задолженности по платежам является переименованной и утвержденной в новой редакции версией Положения о реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 № 88 (в редакции от 23.01.2009).
Помимо введения новых инструментов реструктуризации задолженности, Указ закрепил право банков при определенных условиях полностью или частично прощать долги организаций-кредитополучателей по кредитным договорам и регламентировал уступку кредиторами требований по кредитным договорам с дисконтом любым лицам.
Каков механизм передачи доли в уставном фонде (акций) хозяйственного общества банку?
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа банки получили право в рамках реструктуризации задолженности по кредитным договорам приобретать в собственность доли (акции) хозяйственных обществ без получения разрешения Национального банка Республики Беларусь. При этом в случае приобретения таким образом долей (акций) банки осуществляют права и несут обязанности участников (акционеров) соответствующих хозяйственных обществ, могут отчуждать (передавать в залог) доли (акции) в соответствии с законодательством. Указ позволил банкам участвовать в управлении предприятиями-должниками в обмен на погашение задолженности по заключенным с ними кредитным договорам.
Справочно.
Исходя из ч. 6 ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь, п. 98 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137, по общему правилу банки могут приобретать доли (акции) хозяйственных обществ только после получения разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Исходя из норм абз. 3–5 ч. 1 п. 3 Положения в рамках реструктуризации задолженности банк может приобретать доли (акции) хозяйственных обществ в результате увеличения уставного фонда хозяйственного общества в пределах имеющихся у него источников собственных средств (с последующей передачей долей (акций) банку), а также в результате передачи долей (акций) банку участниками хозяйственного общества. При этом по общему правилу банки обязаны осуществлять отчуждение приобретенных таким образом акций (долей) в течение 5 лет со дня их приобретения. Реструктуризация посредством приобретения банком долей (акций) хозяйственных обществ может осуществляться наряду с частичным освобождением организации-кредитополучателя от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам (ч. 2 п. 3 Положения).
Отметим, что нормы Указа не влияют на запрет освобождения участника хозяйственного общества от обязанности внесения вклада в уставный фонд (оплаты акций), в том числе путем зачета требований к хозяйственному обществу, установленный ч. 6 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах».
Теперь можно прощать долги?
Подпунктом 1.2 п. 1 Указа закреплено право банков при определенных условиях полностью или частично освобождать организации-кредитополучателей от исполнения имущественных обязанностей по заключенным с ними кредитным договорам.
Как реструктуризация задолженности, так и прощение долга по кредитным договорам производятся банками в соответствии с их локальными нормативными правовыми актами на основании решений наблюдательного совета или общего собрания акционеров банка (п. 6 Положения). Отметим, что и реструктуризация задолженности, и прощение долга могут осуществляться банком только при условии отсутствия у организации-кредитополучателя возможности исполнить свои обязательства по кредитному договору перед банком. При этом Указом не определены какие-либо критерии или механизмы для определения такой невозможности исполнения обязательств. Вопрос о том, как соответствующее обстоятельство будет оцениваться на практике, остается открытым.
Уступаем с дисконтом?
Одним из наиболее важных нововведений Указа является то, что он допускает уступку кредитором требования по кредитному договору другому лицу с дисконтом, то есть с разницей между суммой денежного обязательства должника и суммой встречного удовлетворения, предоставляемого первоначальному кредитору новым кредитором (подп. 1.4 п. 1 Указа).
Судебная практика, сложившаяся в Республике Беларусь до вступления в силу Указа, свидетельствует о том, что в условиях отсутствия специального правового регулирования осуществление уступки требования с дисконтом зачастую расценивается судами как банковская операция факторинга. На наш взгляд, подход белорусских судов по этому вопросу идет вразрез с требованиями современного коммерческого оборота и во многом препятствует формированию в Беларуси полноценного рынка проблемной задолженности. Представляется, что вступление в силу Указа должно поспособствовать исправлению данной ситуации в рамках кредитного рынка.
Отметим, что нововведения Указа являются достаточно успешным шагом на пути решения вопросов, связанных с проблемными долгами белорусских предприятий. Полагаем, что истинное значение нововведений можно будет оценить только после того, как нормы Указа будут задействованы на практике.