Пять типичных ошибок заказчика при организации и проведении государственных закупок

По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, в 2017 г. проведено 390 757 процедур госзакупок, за первое полугодие 2018 г. — 234 511. Учитывая ежегодный рост количества проводимых государственных закупок, актуальными остаются вопросы минимизации рисков нарушения законодательства о госзакупках и конкуренции, а также привлечения должностных лиц и работников организаций к административной и уголовной ответственности.

Проанализируем основные ошибки, допускаемые заказчиками (организаторами) при организации и проведении государственных закупок, на примерах из практики работы по подготовке жалоб в уполномоченный орган и их рассмотрению, а также из судебной практики.

Обновлено
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


14701 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ошибка № 1: неправильное определение вида процедуры государственной закупки

Основными причинами неправильного определения вида процедуры государственной закупки являются следующие:

1) непроведение исследований конъюнктуры рынка, в связи с чем неверно определяется ориентировочная стоимость предмета государственной закупки (термин и требование о таких исследованиях предусмотрены абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон);

2) неправильное определение кода предмета закупки в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь».

Так, при рассмотрении жалобы участника на действия комиссии заказчика в ходе проведения электронного аукциона комиссией установлено, что заказчик в нарушение подп. 1.5 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — Постановление) неверно выбрал вид процедуры государственной закупки — электронный аукцион. Вместе с тем в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Постановления процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки работ (услуг) более 300, но не более 3000 базовых величин. Ориентировочная стоимость данной процедуры государственной закупки составила 62 000 бел. руб. (2530 базовых величин).

Согласно п. 2 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), государственные закупки которых проводятся с применением электронных аукционов, утвержденному Постановлением. Код предмета закупки 62.ХХ.ХХ.ХХХ не входит в указанный перечень.

Жалоба признана обоснованной. Уполномоченный орган обязал заказчика отменить электронный аукцион.

Справочно.
Порядок рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 30.
Жалоба в уполномоченный орган может быть подана:
— в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения; — в течение срока для подготовки и представления предложений;
— в иных случаях — не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (ч. 2 ст. 54 Закона).

Ошибка № 2: ограничение субъектного состава участников процедур государственных закупок по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством

При проведении процедур госзакупок заказчики (организаторы) в нарушение требований ст. 4 и 5, п. 2 ст. 14 Закона указывают в конкурсной документации, что к участию в процедуре госзакупки допускаются участники:

— имеющие опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг учреждениям здравоохранения (образования и т.п.);

— зарегистрированные на территории г. Минска и Минской области;

— имеющие положительные рекомендации от органа государственного управления, к которому относится (в систему, состав которого входит (подчиняется)) заказчик;

— имеющие опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (например, не менее 5 лет) в адрес заказчика или заказчиков, которые, как и заказчик, входят в систему здравоохранения, образования, промышленности и т.п.

Справочно. В первом полугодии 2018 г. в уполномоченный орган подано 620 жалоб, из них:
401 жалоба (64,68 %) принята к рассмотрению;
174 жалобы (28,06 %) возвращены без рассмотрения;
45 жалоб (7,26 %) отозваны заявителями.
В разрезе видов процедур госзакупок:
28 жалоб (6,98 %) — открытый конкурс;
265 жалоб (66,08 %) — электронный аукцион;
107 жалоб (26,68 %) — процедура запроса ценовых предложений;
1 жалоба (0,25 %) — процедура закупки из одного источника.
Результаты рассмотрения жалоб:
178 жалоб (44,39 %) признаны обоснованными;
57 жалоб (14,21 %) признаны частично обоснованными;
133 жалобы (33,17 %) признаны необоснованными;
33 жалобы (8,23 %) признаны необоснованными, но в ходе их рассмотрения выявлены нарушения законодательства.

Ошибка № 3: несоблюдение порядка оценки конкурсных предложений

Многие заказчики предусматривают в конкурсной документации только один критерий оценки конкурсных предложений участников — цена, что недопустимо. Согласно требованиям ст. 33 Закона наряду с иными требованиями по составу и содержанию конкурсных документов обязательно указание критериев и способа оценки и сравнения предложений.

Справочно.
Критерии оценки и сравнения предложений должны быть объективными и (или) поддаваться количественной оценке. Путем установления процентного соотношения между критериями определяется удельный вес каждого из них. Удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40 % (п. 2 ст. 39 Закона).

Так, участник «А» подал предложение со следующими условиями:

— стоимость товара — 70 000 бел. руб.;

— срок поставки — в течение 10 дней от даты заключения договора.

Участник «Б» подал предложение со следующими условиями:

— стоимость товара — 69 000 бел. руб.;

— срок поставки — в течение 30 дней от даты заключения договора.

Требования конкурсных документов:

— срок поставки — не более 30 календарных дней от даты заключения договора;

— критерии и способ оценки. По критерию «Цена»: предложению участника с наименьшей ценой будет начислено максимальное количество баллов — 70, удельный вес — 70 %. Расчет баллов по критерию «Цена» по предложениям остальных участников будет произведен по следующей формуле: цена минимальная / цена i-го предложения х 70.

По критерию «Сроки поставки»: участнику, предложившему минимальный срок поставки, начисляется максимальное количество баллов — 30, удельный вес — 30 %. Предложения остальных участников будут оцениваться по следующей формуле: минимальный срок поставки / срок поставки i-го предложения х 30.

Оценка предложения осуществляется путем суммирования всех присвоенных баллов по каждому критерию. Максимальное количество баллов соответствует первому месту.

Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов. Остальные места распределяются по мере убывания баллов.

Таким образом, количество баллов участника «А» будет следующим:

— по критерию «Цена» — 69 баллов;

— по критерию «Срок поставки» — 30 баллов.

Общее количество баллов — 99.

Количество баллов участника «Б» будет следующим:

— по критерию «Цена» — 70 баллов;

— по критерию «Срок поставки» — 10 баллов.

Общее количество баллов — 80.

С учетом указанного участником-победителем должен быть признан участник «А», как набравший большее количество баллов, а не участник «Б», который предложил меньшую цену и набрал меньшее количество баллов.

Справочно.
Использование критериев и способов оценки и сравнения предложений, не установленных конкурсными документами, не допускается (п. 3 ст. 39 Закона).

Ошибка № 4: неприменение или неправильное применение требований законодательства о преференциальных поправках

В соответствии со ст. 5 Закона, подп. 1.7 п. 1 Постановления преференциальная поправка применяется к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Преференциальная поправка применяется к товарам (работам, услугам) происхождения Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Справочно.
Преференциальная поправка применяется при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений в размере:
15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
25 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (подп. 1.7 п. 1 Постановления).

Поэтому заказчики (организаторы) при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов ценовых предложений обязаны применять преференциальную поправку при условии предоставления участниками документов, подтверждающих страну происхождения товара (работы, услуги).

В случае, если в результате применения преференциальной поправки двум и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место) (например, одно предложение — предложение товара, происходящего и импортируемого из Польши, другое — происходящего и импортируемого из Республики Казахстан), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка (в данном случае — товар происхождения Республики Казахстан).

Однако имеются случаи, когда участник заявляет о применении к его предложению преференциальной поправки, но не прикладывает в составе своего предложения документы, подтверждающие право на ее применение. Конкурсная комиссия не принимает данный факт во внимание. Она не отклоняет предложение участника, а допускает его к дальнейшему участию в процедуре закупки. Далее предложение оценивается с учетом преференциальной поправки, и по решению конкурсной комиссии участник, представивший такое конкурсное предложение, признается победителем.

Ошибка № 5: заключение договора заказчиком с участником-победителем на условиях, противоречащих требованиям конкурсной документации

В практике проведения процедур государственных закупок, заключения и исполнения договоров встречаются случаи заключения договора на условиях, отличных от условий, указанных в протоколе по выбору победителя государственной закупки.

Справочно.
Порядок применения преференциальной поправки к цене предложений участников и документы, которыми данное право подтверждается, определяются письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 01.08.2018 № 14-01-06/1919к.

Так, например, условиями конкурсной документации определено:

«Цена предложения участника-нерезидента для целей сопоставления и оценки должна включать стоимость товара на базисе поставки DDP (Инкотермс 2010) склад заказчика, в том числе стоимость таможенных платежей, суммы НДС, стоимость услуг по шефмонтажу, шефналадке.

Справочно.
Договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя:
— в течение 20 календарных дней — в случае проведения открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона;
— в течение 30 календарных дней — в случае проведения иных видов процедур государственных закупок (ч. 4 п. 1 ст. 25 Закона).

Для целей заключения договора с участником-нерезидентом, признанным победителем по результатам процедуры госзакупки (при условии, что участник-нерезидент не осуществляет хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через свое постоянное представительство), от итоговой цены такого участника отнимается сумма таможенных платежей и сумма НДС».

По результатам указанной госзакупки победителем был признан участник-нерезидент, который не осуществляет хозяйственную деятельность через свое постоянное представительство на территории Республики Беларусь.

С данным участником был заключен договор на следующих условиях: стоимость товара на базисе поставки DAP (Инкотермс 2010) за минусом суммы НДС. Сумму таможенных платежей (15 %), как указано в условиях конкурсной документации, стороны из общей стоимости товара не вычли. Также они не указали, что в стоимость товара входит стоимость услуг по шефмонтажу и шефналадке.

Следует отметить, что базис поставки DAP (Инкотермс 2010) оплату таможенных платежей поставщиком не предусматривает, а предусматривает оплату первым импортером, которым является заказчик как покупатель. Это привело к удорожанию стоимости товара на уплаченную дважды сумму: при оплате стоимости товара поставщику и при растаможивании товара.

Далее в процессе исполнения договора было заключено дополнительное соглашение с условием о включении в стоимость товара дополнительной стоимости услуг по шефмонтажу и шефналадке, что также повлекло за собой увеличение стоимости предмета договора.

Указанная выше ситуация явилась нарушением заказчиком требований ст. 25 Закона, что привело к применению ст. 11.16. КоАП и возбуждению уголовных дел по отдельным статьям УК.

Последствия нарушения заказчиком (организатором) законодательства о государственных закупках

Любое нарушение законодательства о государственных закупках может повлечь применение мер административной ответственности согласно ч. 4 ст. 11.16, ст. 23.83 КоАП. В случае, если действия (бездействие) заказчика (организатора) при проведении процедур государственных закупок попадают под состав преступления, например, под нормы ст. 251 УК, может быть применена и уголовная ответственность.

Справочно.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 419 ГК).

Процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 57 Закона). Общие положения о рассмотрении судами таких дел определены постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах».

Справочно.
При подаче искового заявления о признании процедуры государственной закупки недействительной направление претензии заказчику (организатору) не требуется (подп. 7 ч. 4 ст. 1 письма Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2011 № 02-38/120 «О рекомендациях по применению Закона»).

При признании процедуры государственной закупки недействительной суд может применить двустороннюю реституцию, что влечет нанесение ущерба заказчику (организатору) процедуры государственной закупки.

Следует отметить, что при двусторонней реституции каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах.

Рекомендации:
1. Четко регламентировать права и обязанности работников заказчика по организации, проведению, завершению процедур госзакупок и заключению договоров с учетом их квалификации, образования, занимаемых должностей.
2. Внедрять мероприятия по повышению квалификации работников как с учетом внешнего воздействия (например, направление на повышение квалификации по вопросам организации и проведения процедур госзакупок), так и путем введения внутреннего аудита процедур закупок, организации на базе заказчика корпоративных семинаров и лекций.
3. Разработать и внедрить с учетом специфики закупок заказчика формы и/или примерные формы документов в соответствии с требованиями законодательства, согласованные участвующими в госзакупках работниками, для целей унификации таких закупок и минимизации рисков нарушения законодательства о госзакупках и конкуренции.
4. Разработать и предоставить каждому работнику, принимающему участие в закупках, перечень действий и решений с учетом их компетенции, степени участия в том или ином этапе процедуры (организация, проведение, завершение, заключение договора), то есть алгоритмы работы.

14701 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 9 сентябрь 2022
1169
• • •
Предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является обязанностью нанимателя. Вместе с тем, на практике по-прежнему возникают различные...
Отпуска