Вы на портале

Реестр обременений движимого имущества

03.04.2013 г. журналом «Юрист» совместно с Министерством экономики Республики Беларусь, при поддержке Международной финансовой корпорации был организован и проведен Круглый стол на тему «Реестр обременений движимого имущества». Предметом обсуждения стал проект Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования обременений движимого имущества и имущественных прав», разработанный Министерством юстиции Республики Беларусь при активном участии экспертов Международной финансовой корпорации. В заседании приняли участие представители белорусских банков, субъектов хозяйствования, юридических компаний и адвокатуры, государственных органов, Международной финансовой корпорации, в том числе и эксперты, а также члены редколлегии журнала "Юрист"

Обновлено
7735 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Участники заседания:

  • Владимир Короткевич (ОАО "Белгазпромбанк");
  • Алексей Чаленко (ЗАО "ВТБ-Банк (Беларусь)"
  • Наталья Кунцевич (ОАО "АСБ "Беларусбанк");
  • Михаил Голубых (ОАО "Белорусский народный банк");        
  • Мария Пашковская (ООО "Авалонторг")
  • Юрий Моисеенко (СЗАО "Серволюкс");
  • Наталья Чайко (СП ООО "Стецкевич-спецодежда");  
  • Ирина Горбик (СООО "Белор-дизайн");
  • Елена Тумик (ОАО "Жабинсковский сахарный завод")
  • Александр Кедо (ООО "Технолитэкс”);
  • Виктор Василевский (ООО "Технолитэкс");     
  • Александр Храпуцкий (ООО "Сысуев, Бондарь и Храпуцкий");
  • Николай Марковник (ООО "Власова, Михель и партнеры");            
  • Максим Половинко (Журнал "Юрист");
  • Иван Говоровский (Журнал "Юрист");  
  • Ариф Насибов (Международная финансовая корпорация);
  • Вячеслав Жук (Международная финансовая корпорация);
  • Андрей Смольский (Международная финансовая корпорация);
  • Александр Новиков (Международная финансовая корпорация);
  • Валерий Фадеев (Международная финансовая корпорация);
  • Анастасия Гламбоцкая (Агентство США по международному развитию);
  • Эдуард Мартыненко (Министерсво юстиции Республики беларусь);         
  • Татьяна Белова (Ассоциация белорусских банков);    
  • Светлана Святенко (Национальный банк).

Если говорить языком официального обоснования проекта Декрета, то данный проект подготовлен для повышения доступности финансирования для населения и малого бизнеса и содействия повышению рейтинга Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Получение кредита» (ответственный по показателю Национальный банк Республики Беларусь) путем регулирования в законодательстве Республики Беларусь вопросов доступа к сведениям об обременениях движимого имущества и имущественных прав, реализации прав в отношении этого имущества и имущественных прав. Задачи подготовки проекта: обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации об обременениях движимого имущества, правовое регулирование отношений по реализации прав в отношении обремененного движимого имущества. Технические условия доступа к информации будут обеспечиваться путем создания и функционирования реестра.

Суть предлагаемых проектом нововведений такова. Предполагается создание информационного ресурса с доступом к нему через сеть Интернет, в котором будут регистрироваться уведомления о существовании обременений движимого имущества. Чаще всего речь будет идти о залоге движимого имущества. То есть, при обременении имущества залогом, согласно проекту залогодержатель регистрирует факт залога, и по дате и времени регистрации будет определяться приоритет залогодержателя, зарегистрировавшего уведомление, перед остальными, не зарегистрировавшими или зарегистрировавшими позже. Проект предусматривает регулирование не только залога, но и других видов обременений - как частных, так и публичных. Под публичными обременениями понимаются обременения имущества (аресты, ограничения в отчуждении), наложенные для обеспечения обязательств перед государственными органами и в интересах государства. Кстати, проектом предусматривается приоритет публичных обременений над частными независимо от времени регистрации тех либо других. Частные же обременения, как уже говорилось, не ограничиваются только залогами. Это могут быть и лизинг с последующим выкупом, и рента и иные аналогичные правоотношения.

Перечень имущества, на которое распространяется предлагаемые проектом нормы также очень широк. Он включает в себя не только "классические" виды движимого имущества, которое может быть предметом залога (движимое имущество, обладающее видовыми признаками, а также товары в обороте), но и имущество, обладающее только родовыми признаками, но не являющееся товаром в обороте, а также имущественные права, в том числе право на получение выручки.

Основными целями предлагаемых проектом Декрета механизмов является увеличение доступности заемных средств для предприятий, которые могут предложить в качестве средства обеспечения своих обязательств только движимое имущество, уменьшение рисков банков и иных субъектов хозяйствования при недобросовестных действиях заемщиков путем обеспечения информированности участников гражданского оборота о нахождении имущества или прав в залоге.

Получение информации из реестра уведомлений предполагается бесплатным (за исключением документального подтверждения сведений, содержащихся в реестре путем изготовления выписки), а внесение в реестр сведений - платным. Оплата будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь и, по утверждениям разработчиков проекта, будет достаточной для покрытия расходов на ведение реестра.

Механизм работы информационной составляющей реестра предполагается следующим. В реестр, работающий круглосуточно семь дней в неделю, обременителем включаются данные об обременении движимого имущества определенного субъекта. Описание имущества при этом не предполагается излишне подробным и позволяющим детально установить конкретное имущество. Запись в реестре всего лишь говорит о том, что у определенного субъекта хозяйствования какое-то имущество (например, партия товара или выручка) обременено обязательствами. И наличие записи в реестре не заменяет первичные документы, служащие основанием для возникновения соответствующих обременений, например, договора залога. Наличие записи в реестре говорит о том, что при оценке возможности и экономической целесообразности залога данного имущества, у потенциального залогодателя необходимо истребовать соответствующие первичные документы, чтобы уже на основании них сделать вывод о том, находится ли предлагаемое в залог имущество или права в залоге у кого-нибудь. Аналогичным образом это будет работать и с другими видами обременений. Что касается доступа к информации из реестра, то он предполагается свободный, но защищаемый какими-нибудь специальными сведениями, которые могут быть переданы лицу, которое желает проверить обременения имущества определенного субъекта хозяйствования, только этим субъектом хозяйствования. (например, может быть использована концепция открытых ключей, то есть шифров, которые могут расшифровать информацию, но не зашифровать ее).

Важность облегчения наложения обременений на движимое имущество очевидна - это позволяет разморозить денежные средства, замороженные при приобретении движимого имущества. Например, при приобретении субъектом хозяйствования ноутбука за 10 млн. руб., он несомнено находится в собственности этого субъекта. Но денежные средства оказались заморожены. При возможности безопасной и понятной для всех участников гражданского оборота передачи этого имущества в залог, денежные средства в каком-то, пусть и меньшем размере, будут "разморожены" и могут участвовать в деятельности предприятия.

Положения проекта распространяются на коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей либо физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Проектом устанавливаются правила обращения с обремененным имуществом (замены, оборота, порядка обращения взыскания и так далее), а также основные правила функционирования реестра. В реестр вносятся сведения о возникновении, изменении, опротестовании, прекращении обременений, а также об обращении взыскания на предмет обременения. В текущем проекте Декрета устанавливается принцип добровольности регистрации уведомлений об обременении. Отсутствие регистрации не влияет на действительность обременения, но влияет на приоритет удовлетворения требований.

Технические вопросы функционирования реестра предполагается решить постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Решению вопросов целесообразности введения реестра, правилам функционирования реестра, обороту обремененного имущества и другим был посвящен круглый стол.

На основании выступлений участников организаторами круглого стола (редколлегия журнала "Юрист") были сделаны следующие выводы.

Участники круглого стола:

  1. В большинстве своем считали введение предлагаемых проектом Декрета механизмов целесообразным;
  2. В большинстве своем выражали озабоченность формулировками проекта, касающимися приоритета публичных обременений, допускающими, по мнению участников, возможность использования этих норм для неправомерного обхода приоритета добросовестных участников гражданско-правовых отношений;
  3. В большинстве своем не возражали против того, что реестр обременений движимого имущества может быть не просто информационным ресурсом, а ресурсом, посредством которого могут возникать, изменятся и прекращаться гражданские права и обязанности, но при этом оставляли за реестром, в том числе, роль важного информационного ресурса;
  4. Высказывали мнения как о добровольности процедуры регистрации обременений, так и об обязательности;
  5. Выражали сомнения в правильности выбранной модели полной независимости действительности договоров об обременениях имущества от наличия или отсутствия регистрации. В частности, предлагалось закрепить действительность запрета на последующий залог имущества только при наличии регистрации такого залога в реестре.
7735 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме