Правовые нормы, на которые стоит обратить внимание
Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п. 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение о ликвидации)).
Сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна (ст. 170 ГК).
Предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной, квалифицируется как незаконная (ст. 233 УК).
Коммерческие организации подлежат включению в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — Реестр), если их бланки строгой отчетности и (или) текущие счета в банках использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 УК (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», далее — Указ № 488).
Таким образом, ликвидатор субъекта хозяйствования, находящегося в процессе добровольной ликвидации, за заключение сделки, не связанной с процедурой ликвидации, рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 233 УК, а субъект хозяйствования рискует быть включенным в Реестр и получить заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, предусмотренное в подп. 1.121 п. 1 Указа № 488. Вторая сторона по такой запрещенной хозяйственной операции должна будет осуществить дополнительное налогообложение в порядке, определенном подп. 1.11 п. 1 Указа № 488. Кроме того, предусмотрены гражданско-правовые последствия в виде взыскания в доход Республики Беларусь всего полученного сторонами по сделке.
Заключение сделки с контрагентом из России, находящимся в ликвидации
Законодательство о государственной регистрации субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации предусматривает различные правовые конструкции по ограничению правоспособности ликвидируемых юридических лиц.
Так, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает прямого запрета совершать сделки в период ликвидации юридического лица.
Согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ, если имеющихся у предприятия денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Из этого следует, что юридическое лицо, находящееся в процессе добровольной ликвидации, остается полностью правоспособным в части заключения сделок и заключаемые им сделки не могут признаваться недействительными только по причине того, что они заключены лицом, находящимся в процессе добровольной ликвидации. Ничтожными являются только сделки по отчуждению имущества ликвидируемой организации, совершенные с нарушением порядка публичных торгов.
Участник внешнеторговых отношений может сделать вывод, что только сделки импорта, заключенные без публичных торгов с ликвидируемым юридическим лицом Российской Федерации, имущества которого недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, не влекут правовых последствий: каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке в натуре или возместить его действительную стоимость на момент приобретения. Однако ему следует помнить, что в данной ситуации, равно как и при экспорте товара на условиях отсрочки платежа, появляется риск получения проблемной дебиторской задолженности в размере стоимости товара, уплаты НДС в бюджет Республики Беларусь, риск отказа в продлении срока завершения внешнеторговой операции и, соответственно, риск привлечения к ответственности за нарушение сроков завершения внешнеторговой операции по ст. 11.37 КоАП.
Всегда ли решение о ликвидации влечет за собой ликвидацию?
Рассмотрим следующую ситуацию. Покупатель из Российской Федерации, являясь прибыльным предприятием, принял решение о ликвидации, внес соответствующую запись в ЕГРЮЛ и перечислил предоплату поставщику в Беларуси. Поставщик своевременно узнал об изменении статуса партнера из установленного у него сервиса «Проверка контрагента» и потребовал пояснить ситуацию. Покупатель РФ объяснил, что прекращать деятельность он не намерен, и заявил о ликвидации с целью проведения налоговой проверки в желаемое им время. После проверки будет принято решение об отмене ликвидации. Что делать продавцу из Беларуси — отгружать товар или возвращать предоплату?
Очевидно, что сделка с субъектом хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации, отвечает всем признакам отсутствия должной осмотрительности при выборе контрагента. Большинство организаций предпочитают не иметь дело с теми компаниями, которые находятся на этапе реорганизации или ликвидации. Однако в данной ситуации сделка не является ничтожной как по законодательству Республики Беларусь (не запрещена), так и по законодательству Российской Федерации (не является сделкой по отчуждению имущества в порядке публичных торгов ликвидируемого предприятия). Все риски продавца — резидента Беларуси в случае отгрузки товара сводятся только к стандартному риску, связанному с неподтверждением покупателем-импортером уплаты НДС по месту регистрации в качестве налогоплательщика.
В определенной степени аналогом действующего в Беларуси Указа № 488 и п. 10 Положения о ликвидации в России являются пп. 1, 3, 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Доначисление налогов может повлечь любая, в том числе внешнеторговая, хозяйственная операция, совершенная не в соответствии с действительным экономическим смыслом и целями делового характера (без должной осмотрительности при выборе контрагента). Позиция весьма логична, так как предприятие, принимая решение о ликвидации, практически изменяет цель своей деятельности: предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, а деятельность по ликвидации — на выявление кредиторов и дебиторов, завершение расчетов с ними. Усиливает ответственность российского контрагента и такой новый институт российского гражданского права, как заверения об обстоятельствах.
Справочно. Сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует наступлению вышеназванных последствий.
Таким образом, проверка на нахождение контрагента в процедуре ликвидации очень важна. В случае, если контрагент из Беларуси находится в стадии ликвидации, сотрудничество с ним невозможно в силу того, что совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещено. Необходимо четко осознавать все риски работы с контрагентом, как с белорусским, так и зарубежным. Даже если законодательство страны местонахождения вашего контрагента не запрещает совершение сделок в период нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации, постарайтесь узнать как можно больше информации об этом контрагенте, о причинах принятия решения о ликвидации, о финансовых возможностях контрагента и еще раз подумайте, готовы ли вы понести риски заключения такой сделки.