Налоговые льготы
Субъектом применения налоговых льгот является резидент СЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное на территории СЭЗ и производящее товары (работы, услуги) на территории СЭЗ.
В настоящее время принадлежность продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатами (далее — сертификат), выдаваемыми Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП), унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами на основании Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520.
Справочно.
Копия сертификата должна быть в обязательном порядке предоставлена резидентом СЭЗ в налоговый орган по месту постановки на учет (п. 4 ст. 382 НК).
Отметим, что для получения налоговых льгот резиденты СЭЗ обязаны вести раздельный налоговый учет выручки, затрат и прочих сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.
Особый режим налогообложения включает в себя следующие льготы по налогам и обязательным платежам, подлежащим уплате резидентами СЭЗ.
Справочно.
Критерии и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определены постановлением Совмина от 17.12.2001 № 1817.
Освобождение от налога на прибыль
В соответствии с п. 3 ст. 383 НК прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога. При этом с 2019 г. сроки освобождения от налога на прибыль не установлены. По умолчанию льготы по налогу на прибыль (как и остальные льготы) определены периодом существования СЭЗ.
Однако отметим, что прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, в том числе от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества, не учитываются в составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль.
Освобождение от налога на недвижимость
Пункт 4 ст. 383 НК освобождает резидентов СЭЗ от уплаты налога:
1) в течение 3 лет с момента регистрации резидента по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории СЭЗ и приобретенным либо возникшим (построенным) в указанный трехлетний период.
Данная льгота применяется вне зависимости от наличия реализации товаров (работ, услуг) на экспорт либо другим резидентам. Она не применяется в случае, когда резидент арендует либо сдает в аренду или иное возмездное, безвозмездное пользование объекты недвижимости;
2) по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования, в случае реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. Иными словами, при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт или другим резидентам СЭЗ резидент освобождается от уплаты налога на недвижимость даже в случае сдачи ее в аренду или иное безвозмездное пользование.
Справочно.
Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2016 № 508 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» установлен единый срок окончания деятельности всех белорусских СЭЗ — 31.12.2049.
Освобождение от земельного налога
Пункт 5 ст. 383 НК освобождает резидентов СЭЗ от уплаты налога:
1) за земельные участки, предоставленные для строительства на период строительства и ввода объекта в эксплуатацию, но не более 5 лет с момента регистрации резидента СЭЗ. Льгота применяется с 1-го числа месяца, на который приходится дата регистрации резидента, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов.
Важно помнить, что в случае приобретения юридическим лицом недвижимости с переходом прав на земельный участок до регистрации в качестве резидента данная норма не будет применяться к юридическому лицу после регистрации в качестве резидента при строительстве объектов на таком земельном участке;
2) земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ. Льгота применяется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (на экспорт либо другим резидентам СЭЗ).
Справочно.
Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2.
Таможенные льготы
К таможенным льготам можно отнести:
— льготы по таможенным пошлинам, уплачиваемым юридическими лицами за товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь;
— льготы по ввозному (таможенному) НДС.
Для получения таможенных льгот резидент СЭЗ на своей территории должен определить пределы свободной таможенной зоны (далее — СТЗ), то есть выделить территорию в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них и обустроить ее в соответствии с законодательством.
Справочно.
С процедурой оформления СТЗ резидентом СЭЗ «Минск» можно ознакомиться по ссылке.
В дальнейшем импортируемые товары помещаются под таможенную процедуру СТЗ и размещаются на территории СТЗ без уплаты ввозного НДС и таможенных пошлин. Вопрос уплаты таможенных пошлин зависит от того, куда будут поставляться произведенные товары. В случае поставки не в страны ЕАЭС товары будут помещаться под таможенную процедуру экспорта, в этом случае таможенная пошлина уплачиваться не будет.
Отметим, что под процедуру СТЗ могут помещаться товары, необходимые для строительства объектов недвижимости, оборудование, сырье и комплектующие для производства.
В случае реализации товаров в странах ЕАЭС такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в связи с чем у резидента возникает обязанность уплаты таможенной пошлины.
В данном случае резидент освобожден от уплаты таможенного НДС (подп. 1.1-4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь», далее — Указ № 262).
Прочие льготы
Льгота по уплате арендной платы за предоставленный земельный участок
Данная льгота предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 101).
Арендная плата за земельный участок не уплачивается на период строительства объектов недвижимости, но не более 5 лет с даты регистрации в качестве резидента.
С 2017 г. для резидентов СЭЗ существует дополнительная льгота по арендной плате. Так, подп. 1.7.10-1 п. 1 Указа № 101 определяет, что арендная плата не взимается за земельные участки резидентов свободных экономических зон независимо от их целевого назначения, расположенные в границах свободных экономических зон. Указанная льгота предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.
Таким образом, по аналогии с налоговыми льготами в случае реализации продукции собственного производства на экспорт либо другим резидентам СЭЗ резидент СЭЗ освобождается от уплаты арендной платы за предоставленный земельный участок. Данная норма является императивной и не требует включения в договор аренды земельного участка.
Освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка
Подпункт 1.1-3 п. 1 Указа № 262 предусматривает освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ.
Статьей 31-1 Кодекса Республики Беларусь о земле определено, что за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, вносится плата, которая рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента в зависимости от срока аренды.
Суммы такой платы довольно велики. К примеру, на территории г. Минска кадастровая стоимость некоторых земельных участков производственной зоны составляет 103,77 долл. США за 1 м2. Соответственно, в случае заключения договора аренды земельного участка площадью 2 га на срок в 10 лет плата за право заключения договора аренды составит 211 691 долл. США (103,77$ х 20 000 м2 х 0,102 — коэффициент при сроке аренды в 10 лет). Таким образом, данная льгота весьма существенна.
Льготы, связанные с осуществлением природоохранных мероприятий
К данной категории льгот относятся:
1. Освобождение от компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира (подп. 1.1 п. 1 Указа № 262).
2. Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных или лесохозяйственных земель (подп. 4.16 и 4.17 п. 4, подп. 5.1 п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).
В заключение отметим, что льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, весьма существенны. Они способствуют ускоренному развитию предприятий, а также предоставляют возможность резидентам СЭЗ при сохранении высокого качества продукции конкурировать на зарубежных рынках и предлагать продукт по более низкой стоимости.
Читайте по теме:
Лонский М., Лешко Р. Свободная экономическая зона «Минск»