Вы на портале

Торговые премии: быть или не быть?

5 июля 2021 г. закончилось общественное обсуждение проекта Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка» (далее — Указ, проект), инициированное МАРТ. 

Как отмечает министерство-инициатор, проект разработан в целях оказания поддержки отечественным производителям продовольственных товаров и создания условий для обеспечения национальной продовольственной безопасности. 

Указом предлагается установить ограничения по применению торговых премий, а также предусмотреть меры административной ответственности за их неисполнение. 

Идея, заключенная в проекте, не нова. Ранее схожие законопроекты уже предлагалось принять в том или ином виде, различия касались лишь конкретных видов товаров, в отношении которых торговые премии нельзя устанавливать в принципе, а также предела торговой премии. 

Остановимся подробнее на том, что предлагает документ. 

Терентьева Ксения
Терентьева Ксения

Ведущий юрисконсульт

11225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справочно.
С проектом указа можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/2UaX1uY.

Что собой представляет торговая премия? 

В целом ее природу можно определить как денежное поощрение одной стороны договора другой за выполнение «опциональных» условий договора — механизм стимулирования контрагента, например, к выполнению плановых показателей по объему  и ассортименту закупок или же к досрочной оплате поставленных товаров и т.п.

В законодательстве определение понятия «торговая премия» отсутствует. Недавние изменения в Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон), вступившие в силу с 08.07.2021, не содержат никаких новшеств по этому вопросу. Однако Закон предусматривает несколько ограничений касательно поставки продовольственных товаров субъектам торговли, а также субъектам общественного питания. В частности, согласно ст. 19 Закона в договорах с данными лицами запрещается закреплять условия:

— о внесении поставщиком платы за право поставки, а также за изменение ассортимента товаров;

— об обязанности поставщика возмещать затраты покупателя, не связанные с исполнением договора поставки товара и последующей продажей конкретной партии этого товара в рознице;

— о вознаграждении за осуществление покупателем операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе за разгрузку, приемку по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, предпродажную подготовку, фасовку, выкладку, продажу товара и обслуживание покупателей.

Кроме того, подп. 2.1 п. 2 ст. 24 Закона запрещает торговым сетям, крупным магазинам, сетям общественного питания и поставщикам продовольственных товаров в такие торговые объекты создавать дискриминационные условия, в том числе препятствовать доступу на товарный рынок или выходу из него другим субъектам торговли, общественного питания и поставщикам продовольственных товаров. 

Справочно.
На практике можно встретить использование и других терминов, обозначающих те же торговые премии: «бонус», «финансовая скидка» и т.д. При этом больше всего выплата торговых премий распространена именно в сделках купли-продажи.

Условие договора о выплате торговой премии, однако, не подпадает ни под один вышеуказанный запрет, так как не является ни платой за право поставки, ни возмещением покупателю каких-либо затрат, ни платой за ведение торгово-технологического процесса. 

Тем самым в Законе отсутствует запрет на заключение соглашений о выплате торговой премии. Вместе с тем законодатель в обосновании к Указу ссылается на назревшую необходимость урегулировать практику применения торговых премий.

Что предлагает Указ?

Проектом в отношении применения торговых премий предложено, в частности, следующее:

1) проект затрагивает только договоры поставки и только продовольственных товаров, не касаясь непродовольственной группы и иных гражданско-правовых договоров; 

2) совокупный размер торговой премии по данным договорам и видам товаров ограничен 5 % от цены приобретаемых товаров без учета НДС;

3) размер премии подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров;

4) установлен запрет на применение торговых премий в отношении продовольственных товаров для проведения рекламных мероприятий, социально значимых продовольственных товаров, алкогольных напитков (с предельными минимальными отпускными ценами) и т.д.;

5) предоставление видов вознаграждения, отличных от установленных проектом, запрещается (за некоторым исключением).

Вышеуказанное распространяется не только на субъект торговли/общественного питания или поставщика, но и на входящих с ними в одну группу лиц;

6) закрепляется обязанность юридических и физических лиц (ИП) представлять контролирующим государственным органам и организациям по их запросу всю необходимую в связи с их полномочиями полную и достоверную информацию, документы, объяснения, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.

Новая административная ответственность

Проект содержит несколько новых составов административных правонарушений:

— превышение 5%-ного порога вознаграждения (штраф на ИП или юридическое лицо до 100 % от суммы превышения совокупного размера вознаграждения);

— предоставление (получение) вознаграждений, когда это запрещено Указом, а также предоставление (получение) вознаграждений, не предусмотренных Указом (штраф на ИП или юридическое лицо до 100 % от суммы предоставленного вознаграждения).

Административное взыскание в данном случае может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения. Полномочия по составлению протоколов предложено предоставить уполномоченным должностным лицам КГК, МАРТ и его территориальных органов, районных, городских и областных исполкомов, администраций районов в городах, а рассматривать дела о таких правонарушениях — экономическим судам.

Опыт РФ

Представляет интерес правовое регулирование торговых премий в Российской Федерации, законодательство которой не запрещает выплату торговых премий в целом, однако предусматривает некоторые особенности при поставке продовольственных товаров. 

Так, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ) прямо устанавливает право сторон закрепить в договоре поставки продовольственного товара условие о выплате вознаграждения в связи с приобретением определенного количества товара, однако размер вознаграждения не может превышать те же 5 % от стоимости товара.  

Справочно.
В целом подп. 1.1 п. 1 Указа по содержанию весьма схож с российским регулированием, однако установление торговых премий запрещается лишь в отношении ряда социально значимых продовольственных товаров по утверждаемому Правительством РФ перечню (п. 5 ст. 9 ФЗ).

Аналогичны и пп. 1 и 2 ст. 9 ФЗ, в которых речь идет об обязанности субъекта предпринимательской деятельности, как осуществляющего торговлю посредством торговой сети, так и осуществляющего поставки продовольственных товаров, обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте, а также п. 6, которым закреплен запрет выплаты вознаграждений, отличных от предусмотренных ФЗ.

Вполне вероятно, белорусский законодатель вдохновился российским опытом.

Что не урегулировано?

Как уже было указано, проект касается только договоров поставки и только продовольственной группы товаров. Вместе с тем он не затрагивает гражданско-правовые договоры, не связанные с поставкой, в том числе в рамках исследования конъюнктуры рынка, которыми пользуются субъекты хозяйствования. Ввиду чего, если субъект хозяйствования сотрудничает с крупным дистрибьютором, торговые премии из договора поставки на продовольственную группу товаров могут «перекочевать» в отдельно составленный  договор поставки непродовольственных товаров, увеличившись на сумму прежних доходов покупателя. 

Справочно.
Цели товарных премий:
— стимулирование субъектов торговли к лучшей реализации товаров;
— поддержка долгосрочных торговых отношений между участниками рынка, основанных на взаимной выгоде.

Запрет на выплату вознаграждений в отношении всех групп продовольственных товаров может спровоцировать рост розничных цен на другие виды товаров, что в свою очередь негативно повлияет на интересы производителей и конечных потребителей. Можно предположить, что субъекты торговли/общественного питания будут стремиться заключать новые договоры с поставщиками на более выгодных условиях в части отпускной цены на товары. Также возможен перенос торговой премии в торговую надбавку, что может затронуть интересы конечного потребителя.

Запрет на выплату иных вознаграждений: последствия

Положение проекта о запрете выплаты поставщиком иных вознаграждений, не предусмотренных Указом, лишает субъектов торговли существовавших ранее легальных способов проведения выплат денежных средств, которые де-факто являются торговыми премиями, что также открывает путь теневым расчетам. При этом цены для конечного потребителя в лучшем случае останутся без изменений.

Справочно.
Торговые премии являются объектом обложения НДС и обеспечивают налоговые поступления в бюджет. Ограничительные меры, затрагивающие регулирование цен, будут способствовать значительному снижению уровня таких налоговых отчислений.

Вместо заявленной цели — противодействовать навязыванию торговыми сетями невыгодных для отечественных поставщиков условий, предлагаемые изменения могут снизить экономические эффекты от предпринимаемого комплекса мер по поддержке интересов отечественных производителей. 

Опыт России показывает (короткая ссылка — bit.ly/3kbxIU3), что ограничение торговых премий может вызвать уменьшение удельного веса розничной торговли продуктами питания в общем товарообороте, сокращение конкуренции среди предприятий розничной торговли, увеличение недобросовестной конкуренции в отрасли, сокращение количества предприятий малого и среднего предпринимательства, снижение концентрации субъектов розничной торговли. Такие «побочные эффекты» отметил Минпромторг РФ, и мы в Беларуси тоже можем с ними столкнуться.

Безусловно, к таким нежелательным последствиям привела совокупность причин, однако «в вину» было поставлено и то, что в результате фактической отмены ретро-бонусов (ввиду их радикального ограничения до аналогичных 5 %) малый бизнес как со стороны торговли, так и со стороны поставщиков лишился значительной части механизмов для продвижения товаров и ценовой гибкости.

Собственно, и МАРТ делает вывод о возможных негативных последствиях принятия схожих мер в рамках белорусского законодательства, отмечая в обосновании к проекту, что Указ может иметь обратный эффект: вместо установления принципа прозрачности — развитие теневых расчетов, а вместо снижения цен — их адаптация под интересы организаций торговли и их поставщиков иными способами.

Справочно.
Субъект розничной торговли продовольственными товарами или общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 000 и более базовых величин, обязаны обеспечивать поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагента путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет (ст. 19 Закона).

Тем самым предложенные меры могут привести к усилению ценовой конкуренции с крупным ритейлом, расслоению между крупными, региональными и мелкими торговыми сетями. Усложнится ситуация для малых и средних производителей, которые вынуждены будут снизить собственные расходы при выводе на рынок новых товаров за счет маркетинговых услуг, оказываемых торговыми сетями, а также оптимизировать свой ассортимент, снизить долю низкомаржинальных товаров, что негативно скажется на широте их ассортимента, ведь современные механизмы взаимоотношений поставщиков и торговых сетей, предусматривающие выплату торговых премий и других маркетинговых платежей, в первую очередь выгодны самим поставщикам, особенно в случае, если они представляют собой возмещение определенных действий торговой сети. Это позволяет поставщику донести до потребителя весь свой товар, включая непопулярные позиции.

Субъекты торговли могут снизить активность в отношении ввода новых товаров в ассортимент вследствие отсутствия инструментов, позволяющих снизить риски, разделив их с поставщиком, и не смогут предоставлять дополнительные места для размещения рекламных материалов, что создает искусственный барьер для производителей.

Таким образом, с одной стороны, проект представляет собой попытку сдержать рост цен на продовольственные товары и обеспечить прозрачность в формировании и выплате торговых премий. С другой стороны, вместо заявленного эффекта может иметь место не тот результат, на который ориентируется законодатель. 

11225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме