Вы на портале

Трансфертное ценообразование: какие сделки подлежат контролю

Введение и расширение пакета санкций в отношении Беларуси, переориентация производств и поиск новых рынков являются основными причинами создания белорусскими организациями аффилированных структур на территории иностранных государств, например, в Российской Федерации, Казахстане, Армении, Турции, ОАЭ, образуя тем самым группу компаний и упрощая расчеты внутри нее.

Между такими лицами финансовые операции часто осуществляются с использованием специально разработанного прайс-листа, который значительно отличается от рыночных цен на идентичные или однородные товары. Такие сделки при определенных условиях могут нести риски в виде дополнительного контроля со стороны налоговых органов на предмет соблюдения законодательства о трансфертном ценообразовании (далее — ТЦО).

Сачава Полина
Сачава Полина

Юрист GRATA International, Belarus

Хашковский Никита
Хашковский Никита

Юрист-экономист, специалист в сфере налогообложения


2463 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Трансфертное ценообразование: что это?

Трансфертное ценообразование — довольно новое явление в налоговой практике, которое с изменением структуры бизнеса приобретает все большую актуальность. 

Термин «трансфертное ценообразование» (далее — ТЦО) в НК не закреплен. Однако как явление оно регулируется главой 11 НК (Общая часть).

Исходя из смысла главы 11 НК (Общая часть), ТЦО можно определить как совокупность правил, определяющих:

1) порядок определения цены сделки (показатель рентабельности) между взаимозависимыми лицами;

2) виды сделок, цена (рентабельность) которых подлежит регулированию с использованием предусмотренной в НК методологии.

Целью ТЦО является предотвращение занижения размера налоговой базы по налогу на прибыль.

Для большинства сделок ключевым критерием выступает цена, которая устанавливается отдельно для обычных и для крупных плательщиков. При определении ценового критерия используется сумма цены сделок (сумма кредита (займа)) с одним контрагентом в календарном году. Важно отметить, что при достижении ценового критерия под контроль подпадают все сделки, заключенные с данным контрагентом с начала года.

Справочно.
В целях применения положений главы 11 НК (Общая часть) под сделкой понимается реализация или приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, кредита (займа), права использования объектов интеллектуальной собственности, получение в пользование имущества.

В 2022 г. понятие сделки в главе 11 НК было расширено с добавлением новых объектов контроля. Если по ранее заключенным договорам сохранились обязательства с  объектами, которые стали предметом сделки после 2022 г., они также будут подлежать контролю. 

Например, в рамках контролируемой сделки в 2020 г. был предоставлен беспроцентный заем. Договор автоматически продлевался до 2025 г. В такой ситуации сумма по договору займа начиная с 2022 г. подлежит контролю в рамках ТЦО на общих основаниях. Аналогичная ситуация складывается, если договор был подписан в 2021 г., а денежные средства по нему предоставлены в 2022 г.

Сделки, на которые следует обратить внимание: схемы проверки

В НК закреплено 5 видов сделок, в отношении которых осуществляется контроль соответствия рыночным ценам.


Следует также обратить внимание, что п. 5 ст. 88 НК установлено 5 видов сделок, которые не подлежат контролю соответствия рыночным ценам и, соответственно, не регулируются правилами ТЦО. Например, при совершении сделки по отчуждению банку ранее переданного в залог недвижимого имущества в целях обеспечения его требований о погашении кредиторской задолженности или сделки, цена которой определена международным договором.

Рекомендации
При заключении любой сделки рекомендуем проверить ее по указанным критериям для определения необходимости соблюдения правил ТЦО. Если после проверки сделки окажется, что она подлежит контролю ТЦО, рекомендуем сформировать рыночную цену в соответствии с установленными законодательством критериями и составить экономическое обоснование, чтобы исключить в будущем доначисление налогов и штрафных санкций со стороны контролирующих органов.


2463 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме