Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»
Дата вступления в силу: 19.07.2019
Уклонение от уплаты сумм налогов: корректировка признаков состава преступления
Законом № 171-З изложена в новой редакции ст. 243 УК. Обновленные нормы свидетельствуют о корректировке уголовной политики в сфере противодействия уклонениям от уплаты сумм налогов, сборов.
Первое, на что следует обратить внимание, — это изменение описания признаков преступления. В новой редакции ст. 243 УК упомянуты лишь две альтернативные формы такого уклонения: сокрытие налоговой базы и умышленное занижение налоговой базы.
Справочно.
В настоящее время в ч. 1 ст. 243 УК предусмотрены 4 альтернативные формы уклонения от уплаты сумм налогов, сборов:
— сокрытие налогов;
— умышленное занижение налоговой базы;
— уклонение от представления налоговой декларации (расчета);
— внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений.
В качестве возможных способов сокрытия, умышленного занижения налоговой базы в новой редакции ч. 1 ст. 243 УК названы уклонение от представления налоговой декларации (расчета) и внесение заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет), которые в настоящее время признаются самостоятельными альтернативными формами уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.
Иначе говоря, можно признать, что характеристика способов совершения этого преступления содержательно не изменилась. Хотя нельзя не отметить, что новая редакция ст. 243 УК едва ли может быть признана удачной. Дело в том, что невозможно уклониться от уплаты сумм налогов, сборов путем занижения налоговой базы посредством уклонения от представления налоговой декларации (расчета). К тому же и уклонение от представления налоговой декларации (расчета) лишь весьма условно можно рассматривать как сокрытие налоговой базы.
Размер ущерба пересчитан
Второе, но не менее важное изменение указывает на частичную декриминализацию уклонения от уплаты сумм налогов, сборов. Со дня вступления в силу Закона № 171-З уголовную ответственность по ст. 243 УК будут влечь только те вышеуказанные деяния, которые повлекли ущерб (неуплаченные суммы налогов, сборов) в крупном размере, то есть на сумму, в 2000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Вследствие этого подлежат прекращению уголовные дела о данных преступлениях, повлекших причинение ущерба в размере свыше 1000 БВ и до 2000 БВ включительно, совершенных до 19.07.2019.
Обвинительные приговоры по таким преступлениям, вступившие в законную силу, по которым осужденные не отбыли наказание или в отношении которых не исполнены иные меры уголовной ответственности, в том числе приговоры, не обращенные к исполнению, подлежат пересмотру в порядке, предусмотренном пп. 4 и 5 ст. 6 Закона № 171-З. По этим делам будут приниматься решения об освобождении осужденных от наказания и иных мер уголовной ответственности и признании их несудимыми.
Особо крупный ущерб: порог увеличен
Третья новелла ст. 243 УК указывает на смягчение наказуемости уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, повлекшего причинение ущерба в особо крупном размере.
Повышен особо крупный размер: с суммы, превышающей 2500 БВ, до суммы, превышающей 3500 БВ. Такое повышение законодателем порогового значения особо крупного размера ущерба обязывает органы уголовного преследования и суды квалифицировать уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, повлекшее ущерб в сумме свыше 2000 БВ до 3500 БВ включительно, по ч. 1 ст. 243 УК вне зависимости от даты его совершения.
Обвинительные приговоры по таким преступлениям, квалифицированным по ч. 2 ст. 243 УК по признаку «повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере» (в интервале свыше 2000 БВ до 3500 БВ включительно), вступившие в законную силу, подлежат пересмотру в порядке, предусмотренном пп. 4 и 5 ст. 6 Закона № 171-З.
Наказание дополнено штрафом
Четвертое изменение в ст. 243 УК связано с усилением наказуемости уклонения от уплаты сумм налогов, сборов. В санкции обеих частей ст. 243 УК введено обязательное дополнительное наказание в виде штрафа (к таким видам основных наказаний, как арест, ограничение свободы и лишение свободы) и необязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (назначаемое по усмотрению суда) к основному наказанию в виде ограничения свободы.
Справочно.
Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью подлежат применению только при осуждении за преступления, предусмотренные ст. 243 УК, совершенные после 18.07.2019.
Преднамеренное банкротство: обновление санкций
Коррективы коснулись и одного из видов криминального банкротства – преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства). Наказуемость преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 240 УК, смягчена путем снижения верхнего предела ограничения свободы и лишения свободы с трех до двух лет, что привело к переводу этого преступления из категории менее тяжкого в категорию преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. 2 ст. 12 УК).
Наказание за преступление, предусмотренное ч.
1 ст. 240 УК, совершенное до 19.07.2019, должно назначаться в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 240 УК в редакции Закона № 171-З.
Корректировка квалифицирующих признаков
Новеллой является исключение из ч. 2 ст. 240 УК квалифицирующего признака «группой лиц по предварительному сговору», так как рассматриваемое преступление ввиду его специфики преимущественно имеет групповой характер. Применение в таких случаях более строгой санкции ч. 2 ст. 240 УК не отвечало принципу справедливости уголовной ответственности, поэтому указанное законодательное решение надлежит оценивать как приводящее в данной части уголовный закон в соответствие с этим принципом уголовной ответственности.
По уголовным делам о преступлениях, совершенных до 19.07.2019 группой лиц по предварительному сговору, действия виновных подлежат переквалификации с ч. 2 на ч. 1 ст. 240 УК.
Приговоры, по которым лица осуждены по ч. 2 ст. 240 УК (совершение группой лиц по предварительному сговору), подлежат пересмотру в соответствии с правилами, предусмотренными в пп. 4 и 5 ст. 6 Закона № 171-З.